Новости культуры и искусства

Народное искусство, как медитация - Олег Грищенко

Рубрика: Изобразительное искусство
Метки: | | |
Вторник, 10 марта 2015 г.
Просмотров: 927

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

С 3 февраля по 6 марта в днепропетровском пространстве арта Я Галерея проходила выставка «Процветание. Тепличные условия» Олега Грищенко. Узнаем о том, что было источником вдохновении для художника начиная от «Черного Квадрата» до творчества Михайля Семенка и дедушкиных картин.

«Процветание. Тепличные условия». Это не первый проект, посвященный украинской культурной памяти. Как родилась его идея?

Все началось с создания артбука «Книга чернозема». Он был частью моего оформления прозы Михайля Семенка «Дело о трупе». Идея проекта «Процветания» выросла на основе именно этих двух книг. Почему чернозем? Потому что это - метафора земли, которая во времена репрессий всех поглощала, - трагически и сразу. Поэтому я решил, что страницы в арт-буке должны быть напечатаны черным. Ведь в первой части книги, достаточно ироничной, речь шла о том, как Михайля Семенка убили бойчукисты, потому что когда-то он их горячо критиковал, а вторая часть повествовала, как чекисты убили и бойчукистов, и самого Семенка.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Следующим шагом к «Процветанию» была инсталляция «Память зерен» в проекте Memoria (2013) - в котором ты участвовал вместе с французскими художниками в рамках программы МEMORANDUM?

Да, в том проекте состоялись зерна, но я не думал сначала, что он концептуально будет иметь продолжение. Проект «Память зерен» базировался на проблеме украинского авангарда и 100-летии Черного Квадрата Казимира Малевича. В этом проекте шла речь о тех зернах, которые имели потенциал для дальнейшего прорастания, но в результате репрессий не смогли этого реализовать. В конечном итоге я обошел процесс прорастания и, все же, перешел к цвету. Так в 2014-ом появились цветы.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Которые также являются символами? В проекте «Процветание» (2014) - о чем говорят они?

Вообще символы, с которыми я работаю, являются очень широкими, и я не хочу никак их ограничивать.

С образами цветов возникает огромное количество ассоциаций. Но суть - в самом образе цветка, без привязки к какой-то символике. Это может быть символ цвета: он может опасть, его можно сорвать или после него могут появиться плоды. То есть, каждое произведение - потенциал на дальнейшую жизнь.

Возможно, кому-то экспозиция проекта «Процветания» могла показаться ироничной, учитывая общественно-политический климат в стране. Но в ней есть убеждение, что необходимо просто работать. Поэтому неслучайно экспонировались не только полотна, но и матрицы. Эти формы - свидетельство той тяжелой работы, только после осуществления которой можно наслаждаться результатом. Кстати, форм всего было 23, как и лет независимости Украины. Несмотря на то, что они экспонировались черными, они, прежде всего, являются просто формами, над которыми надо было хорошо поработать, что бы достичь определенного результата. В этом есть не только мой творческий принцип, но и жизненный. Даже если ты не доживешь до этого результата, то до него доживет кто-то другой: если не тебе повезет, то обязательно кому-то другому.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Откуда у тебя такой интерес к флористическим мотивам?

Все мое творчество строится на наследстве, которое я имею от семьи. И от моего окружения. Например, одна из основ Стены (проект «Украинская стена», PinchukArtCentre, 2013) - это картина моего дедушки, идеалистичный пейзаж. Дедушка рисовал как непрофессиональный художник. На эту картину я смотрел с детства. Эта картина - своеобразная кодировка едва не на всю жизнь. Она висела у меня над кроватью в комнате, и целый день я находился там и смотрел на нее. Вероятно, потому в моем творчестве есть привязка именно к пейзажам. В селе мы имеем земельные участки, которые просто стоят, и я заметил, что для них люди не нужны. Ботаника очень быстро занимает это пространство!

Как ты считаешь, насколько важно народное творчество в жизни украинца?

Народное искусство является своего рода медитацией, и в наиболее трудные времена оно оставалось стержнем для народа. Ведь иногда происходят такие события, которые могут выбивать из колеи, и человек все равно продолжает рисовать. Культурная линия всегда держит, чтобы там не происходило на политической арене. Например, свои цветы я создавал не с натуры, а на основе образцов народного искусства. Это своеобразное поддержание культурной тропы. У человека всегда есть желание что-то перерисовывать.

Процветание. Тепличные условия, Олег Грищенко

Поневоле мы подошли к нынешнему днепропетровскому проекту «Процветание. Тепличные языки». Он продолжает концептуально и «Память зерен», и « Процветание»?

Да, мне нравится, когда проект живет. То есть основной концепт, но он может варьироваться, например, «нарастать». В целом, этот процесс у меня происходит интуитивно и полностью естественно. Серия бумажных работ, которые являются ядром экспозиции «Процветания. Тепличные условия» - это серия, которая создавалась параллельно с полотнами к «Процветанию» (2014) и превратилась в самостоятельный арт-продукт. Такой подход, я считаю, раскрывает другое виденье предыдущего проекта.

Сейчас проект цветет, но цикл должен замкнуться?

Сейчас цветет, но что будет дальше. Сейчас я работаю над этим. Конечно, цикл должен замкнуться. Все должно быть логично и естественно, идти своей колеей. Ведь все мои проекты и все, что я делаю, балансирует между замыслом и естественной потребностью в творчестве.

А также самой природой. Продолжаешь ли ты свои художественные експеременты на плэнере?

Да, я занимаюсь творчеством на природе, пытаюсь делать «дуэт». Это кое-что пафосное слово, больше мне нравится «диалог», который возникает между природой и моим творческим процессом. Я преднамеренно выбираю бумагу больших форматов, чтобы его было трудно контролировать. Бывает, я рисую пейзаж, а в этот момент идет дождь или снег, или ревет ветер. Тогда можно снег использовать, например, вместо воды. Однажды я сделал так работу, потом этот же снег перенес на другой рисунок, а когда принес его домой - снег растаял, и все превратилось в другое дело. Такие эксперименты имеют еще одну сторону: когда я работаю с окружающей средой, изображаю ее с помощью его же средств, в природе остается часть моего творчества. Последнее такое путешествие, во время которого я рисовал вместе с природой, было в Карпатах.

Есть ли твоих планах создания художественного проекта на основе подобных плэнеров?

Да, думаю, что именно с этого путешествия и будет проект. Да и вообще, в моем творчестве я наблюдаю два параллельных направления: концептуальные проекты и плэнеры. Но для того, чтобы они не противоречили друг другу, я пытаюсь балансировать между ними. Думаю, карпатский проект будет одной из попыток такого баланса.

Культура и искусство продолжают развиваться, появляются новые имена и таланты. Предлагаем познакомится с молодой талантливой художницей Дунева Елена Игоревна. У Елены есть свой сайт http://art-elena.com.ua/ на котором выставлены ее работы, это и графика, и живопись, и иллюстрации, а также художественная роспись стен, такая себе Арт мастерская. Елена автор шести научных публикаций в области истории и теории искусства. Дунева Елена провела 6 художественных выставок, получила награды и премии, является победителем Всеукраинского фотоконкурса 2011 года, победитель конкурсов плакатов и иллюстратор трех поэтических сборников. Свои картины Елена выполняет в разных техниках и жанрах выбирая тематику философско-эстетического видения мира.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)