
Cело Космач уникальное тем, что здесь изготавливают все виды декоративно-прикладного искусства Гуцульщины. Но к сожалению, на грани исчезновения находится изготовление кошелок с лещины и лозы, которые используют для хозяйственных потребностей.
Но сельский председатель Космача, фольклорист Дмитрий Пожоджук убеждает, что нет оснований для пессимизма, ведь раньше в селе исчезла гуцульская керамика и лижникарство, а несколько лет назад начало успешно возрождаться. Но пока что плетением кошелок занимается только Явдоха Дзвинчук. Еще двадцать лет тому назад в селе насчитывалось свыше 50 мастеров этого промысла. Сейчас модными стали плетеные изделия из кукурузы и соломы. Это преимущественно тарелки, корзины, детские игрушки, мебель и даже домики для домашних животных.
Единственной в Космачи мастерицей плетения кошелок (корзин) из лещины и лозы, Явдохе Дзвинчук 14 марта исполнилось 103 года. Она чувствует себя хорошо, обладает чувством юмора и до сих пор не оставляет своего любимого занятия.
“Плетеные вещи - одна из самых давних достопримечательностей человечества, которые происходят из времен неолита. При раскопках в Египте, в Мессопотамии и на Балканах были найденные остатки соломенных и камышовых мешков, корзин и тарелок из V - IV тысячелетия до Рождества Христова. Самые давние достопримечательности украинского плетения хранятся в национальном музее художественного искусства в Киеве и датированные концом ХVIII века. Среди них есть экспонаты карпатского происхождения. Имена народных мастеров прошлого неизвестны. В начале ХIХ века плетения из лозы было достаточно распространенным в пригорных районах Львовщины. Во второй половине ХIХ ст.
Вспоминаю, как два года тому, зайдя утром в хату Явдохи Дзвинчук, застал ее у окна за работой. Она сидела на скамье, а вокруг нее кучки прутиков. Мастерица вытягивает по одному прутику, смачивает в воде, кладет на колени и пальцами умело между вертикальными палочками заматывает. Напоследок привязывает ручку также с лещины.
- “Я плету целый день - признается госпожа Явдоха. - знаете ли сколько мне лет? - спросила меня тогда мастерица, улыбаясь. Потом сама же ответила: "Я родилась 14 марта 1911 года. Через два года мне стукнет соточка"! Я был поражен оптимизмом бабы Явдохи и с того времени просил Бога, чтобы она таки дожила до сто лет, а при каждом разговоре с сельским председателем Космача Дмитрием Пожоджуком спрашивал о бабе Явдохе. Господин Дмитрий заверял, что она проживет не только 100 годы, но даже 110. И я в это верю.
- “Я начала плести, когда мне было 30 лет, - продолжает Я. Дзвинчук. Меня муж научил, он постоянно это делал. А я вышивала и все смотрела, как он начинает, как дальше делает. И так си научилась. Не было времени сесть и смотреть. Мне надо было зарабатывать деньги. Вуставка на рубашку "при Польше" стоила шесть злотых, а 25-килограммовая гилетка (деревянная гуцульская бочка) муки высшего сорта - 5 злотых, второй сорт - 4 золотые. За вышивку - гилетка муки. Я постоянно не плела, были большие перерывы, потому что еще ездила на сезонные работы в Херсонскую и Кировоградскую области. Заработала там деньги и купила эту хату. Сейчас не вышиваю, потому что плохо вижу, немного получается плести кошели, да еще и руки трясутся".
Плетение кошелей начинается из заготовки специального материала, лиски (лещины), реже используют лозу. Сырье имеет терпковатый запах. Заготовляют сырье в любое время года. После рубания кладут на землю в холод, чтобы не попадали солнечные лучи, потому что если высохнет - ломается. Из лески выстругивают узенькие светлые ленточки, аккуратно зачищают ножом и тогда они принимают гладкий вид. Ленты должны быть одинаковой толщины, а, чтобы они не ломались, их смачивают водой, а для сохранения светлого цвета вымачивают в подсоленной воде. Только треть заготовок идет на кошелки. Сначала выплетание идет тяжело, а дальше легче. Готовые кошели не всихаются, потому что они туго заплетены и подсушены на печи. На протяжении дня госпожа Явдоха выплетает один кошель. Бывает, что надо расплетать и начинать опять. Летом приходит много туристов из всех регионов Украины и близкого зарубежья. Иногда не вмещаются в хате и стоят во дворе. Ее постоянно фотографируют, просят чтобы запела, заколядовала, покупают изделия.
Скоро изделия Я.Дзвинчук станут раритетом
На своем веку госпожа Явдоха испытала немало бед. Как сама отмечает, жизнь была "соленая-присоленная". У семьи было шестеро детей, а когда ей исполнилось 9 лет, умерла мама и она ухаживала за младшими братьями и сестрами. Был холод и голод. Во время войны приходилось кушать сорняки. Даже ее дети испытали эту беду. Вместе с мужем ходила на рубку леса. А сорок лет тому назад на ногу упало большое дерево - четыре мужчины в одном месте едва подняли, а оно лежало на ноге. Но после этого даже не пошла в больницу, потому что надо было детей смотреть, зарабатывать на проживание, а муж погиб на войне.
Госпожа Явдоха похвасталась, что в молодости имела крепкое здоровье: "Вот я была когда-то крепкая и здоровая баба. Могла поднять на руки здорового мужчину. Ела много прессованного сахара и это мне добавляло силы. Никогда в жизни не пила водку, потому что она кровь выпекает. Сейчас уже не имею здоровья - скоро надо отходить на тот свет".
Кроме туристов изделиями Явдохи Дзвинчук пользуется все село. Ее кошели есть почти в каждой хате Космача. Большого размера кошели используют для ношения сена и огородины, а меньшие для ягод и грибов, в маленькие кладут кухонный реманент и шитье. Преимущественно покупают изделия в хате, а также семидесятидвухлетний сын Петр продает на базаре в Космачи и Верховине. Когда-то госпожа Явдоха сама ходила на базар и продавала. Также меняла на картофель, муку, сало и другие продукты. А теперь уже не может выйти даже во двор. Кошевки помогли мастерице выжить во время войны и в ссылке.
Досадно, что не хотят учиться плести кошелки местные люди, ведь стесняются этой работы. Зато приезжают студенты и перенимают этот промысел. Когда-то хозяйка держала овцы, а из их шерсти плела капчуры (теплые зимние носки). Позапрошлого года была вынуждена продать их, потому что уже не имеет сил кутать. Явдоха Дзвинчук говорит, что "они снеси (снятся) мне. Очень за ними баную (грущу - прим. авт.). Была шерсть, были капчуры. Даже туристы их покупали".