What in UA - Новини культури і мистецтва

Чудо рядом

Архівкіно / кінофестиваль
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 239
24
грудня
2010
Чудо рядом

«Жизнь как чудо», допускает Эмир Кустурица. Так ли это — смотрите в кинотеатрах. Эмир Кустурица хороший десяток лет, как живет в Париже. «О моя бедная родина!» — только и всего, что он говорит о Боснии, как будто отмахиваясь от вопроса корреспондента французской газеты «Фигаро», давно ли метр бывал в родных пенатах. Возможно, в этой скупой ответе-отговорке — китч самих ощущений Кустурици, ведь его последние фильмы не отходят от этой чудной и драматичной страны посреди благополучной Европы. Жизнь как чудо Кустурица может увидеть только в прежней Югославии. Об этом и его новая лента «Жизни как чудо», которая была презентована на нынешнем Каннскому кинофестивали.

Это трагифарс, сплав китча, сказки, гадания, широкодухой славянщины и пестрящей циганщины. Не знаю, как Новый и Старый миры, а мы, их околицы, воспринимаем первые же кадры как исключительно свои, как будто в нашем антураже снятые: этот станционный домик «Голубиничи» мог так же органично содержать надпись «Буча» или «Пидволочиск», около него — простенькие цветы и люди с простыми лицами, поношенный пиджак на древке совковой лопаты, автомобиль, похожий на «Волгу». А эти бюсты коммунистических вождей, на головах которых теперь гасят окурки, эти собрания самодеятельных хоровых коллективов, этот доброжелательный мордастый почтальон у знакомых кирзяках, эти новейшие боссы в будуарах кричащей, лишенной вкусу роскоши, их жизнь жирна, их состояния взбрызнуты кровью, их лица уродливы, словно писаны карикатуристом, а не природой. Только в той стране и у нас еще сохраняется некрасивая привычка обсасывать мозговые кости, а также играть в шахматы при любых обстоятельствах, даже под гром канонады — тогда «подошвы» фигур просто намазывают абрикосовым варением. Разница в том, что у нас тихо, а в той стране еще кое-где постреливают. Относительно «Жизни как чудо», то в нем начинается война. Война рожает новые картины, ужасные и смешные, а также — чудо. Чудо, выходит, можно увидеть при экстремальных обстоятельствах.

На смену очарованной влюбленной ослице (какая, забегая наперед, скажем, окажется «хорошей феей»), смешным шоу с одой местечковому вождю, автомобилям, которые ездят по рельсам, коту, который взглядом убивает голубя, в кадр въезжают военные эшелоны, солдатики, которые учатся стрелять из гранатомета, позитивный герой — «Настоящий полковник», который говорит Луке: «Это не моя война и не твоя война, она — чужая». Лука — главный герой. Ему война помогает, как это не страшно звучит. Помогает встретить настоящую любовь. Не удивительно для замысла Эмира Кустурици, что любовь загорается между мужчиной и женщиной из разных сторон баррикад: она мусульманка, он, Лука, — серб. Когда его сын Милош оказывается в плену, односельчанин Луки неожиданно приводит ее, Сабаху, и подходяще подсказывает, что мусульманку можно обменять на сына. Кустурица настолько хороший к своим героям, что так изобретательно строит сюжет, чтобы Лука избежала этого тяжелого выбора между родным сыном и любимой девушкой. И режиссер прав, так как нельзя не написать хеппи-энд для людей, настолько красиво влюбленных, что кровать с ними поднимается в небо и носит их над горным пейзажем на зависть тем, кто никогда не летал.

В новом фильме 49-летнего Кустурици мы узнаем старых знакомцев из «Черной кошки, белого кота» — кот тот же, собака тоже, упомянутая кровать (кажется, именно на нем умирал и чудесно воскресал дедушка), наконец — «Но смокинг Оркестра», цыганский ансамбль, чьими песнями любит насыщать свои ленты метр. Относительно этой группы, которая получила популярность вместе с лентами Кустурици, то не безразличие метра объясняется просто: он сам «забавляется», играя в «Оркестре» на басовой гитаре, а взрослый сын Кустурици Стрибор — на перкусии.

Украинский зритель знает Эмира Кустурицу по большей части за фильмами «Андеграунд» (1995), «Черная кошка, белый кот» (1998). Но были и другие, менее известны нам ленты, зато этапные в биографии режиссера. В частности, «Время цыган» (1989) выиграл приз в Каннах за лучшую режиссуру, следовательно славный Милош Форман пригласил тогда малоизвестного боснийского режиссера к преподаванию в Колумбийском университете. А «Время цыган» вскоре было превращено на «Аризонскую историю» (1993), которая имела огромный успех в Европе.

Анна ИРИНИНА

Черно-белые села звучат по-цветному
Пасха Владимира Свидзинского
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Чудо приходит, когда в него веришь
Чудо приходит, когда в него веришь
Рождественское чудо
Рождественское чудо
Сказочный мир рядом
Сказочный мир рядом
Вдогонку за счастьем, которое, возможно, было рядом
Вдогонку за счастьем, которое, возможно, было рядом
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.