Что такое любовь? Над этим вопросом издавна дралось не одно поколение философов, а попытки объяснить это непостижимое явление длятся и сегодня. В Украине, например, это пытаются делать языком кино. Год назад, в июне 2003-го, из подачи Министерства культуры и искусств 12 молодых режиссеров приступило к работе над циклом «Любовь — это...». Теперь пришло время пожинать плоды их труда.
На усмотрение зрителей уже были вынесены два фильма из цикла, а днями в Доме кино была презентована третья лента, «София», автором которой является Надежда Суханова, молодой, но уже с определенным опытом в тележурналистике и документальном кино режиссер. О самом фильме много рассказывать нет смысла, его лучше раз увидеть самому. Любовь здесь не такая, которую кое-кто привык видеть в латиноамериканском «мыле», а своя, особенная. Основные события этой коротенькой философской притчи происходят на сцене театра, где двое актеров, человек, и женщина проводят свою репетицию. Работа идет вяло, каждый, в том числе и режиссер, проникается своими проблемами, не прилагая избыточные усилия для выполнения своих актерских обязанностей. И только стечение обстоятельств, момент, когда за кулисами начинает плакать маленький ребенок, вынуждает героев вложить в чужой, механически заученный текст все свои самые искренние чувства друг к другу.
Именно подход с философской точки зрения к теме любви, который избрала Надя Суханова, делает ее роботу интересной в первую очередь для ценителей красивого интеллектуального кино. «Хотелось просто снять фильм о любви, которую все побеждает», — говорит автор фильма, которая выступает одновременно режиссером и автором сценария. Зрителям, которых немало пришло к «киношному дому» в тот вечер, ее работа, если судить из количества аплодисментов, понравилась. «Он переполнен чувствами и вынуждает думать», — это уже подслушаны мной слова одной зрительницы.
Кроме молодой, и уже не «зеленой» Нади, над фильмом работали другие молодые кинематографисты, которые уже успели принять участие в нескольких достаточно серьезных проектах. В первую очередь вызывает любопытство фигура оператора-постановщика Дмитрия Санина, двоюродного брата Олеся Санина, полулегендарного лица украинского кинематографа.
Вместе с молодыми актерами, Мариной Могар и Валерием Сараулой, участие в съемках приняли и опытные — Тарас Денисенко, Наталья Васко, замечательную музыку к фильму написал композитор Ефим Гофман. Но больше всего аплодисментов от зрителей получила маленькая Софийка Санина, дочь оператора-постановщика, которая начала сниматься в кино через несколько месяцев после рождения, — ее именем и была названа эта работа.
И все же, невзирая на свою порцию почета от зрителей и критиков, не обошлось и без ложки дегтя от последних, которые не забыли указать на определенные недоработки в озвучивании ленты. Мы же спишем это на молодость и на недостаточное финансирование проекта. «Им (молодым режиссерам) выделили по 20 тысяч гривен на фильм, а этого катастрофически не хватает. Доходит до того, что монтаж придется делать просто на кухне», — говорит член Союза кинематографистов, учитель-наставник Нади Сухановой Владимир Горпенко. И все же известный режиссер убежден, что «высокие» сочевичники из Министерства культуры не пожалеют ни за одной копейкой из тех средств, какие они выделили на этот проект, ведь, по его мнению, потраченные деньги через несколько лет окупятся благодаря огромному таланту этой творческой молодежи.
А убедиться в этом можно уже в настоящий момент, посетив следующие премьеры, которые будут происходить в том же таки Доме кино. Эстетичное удовлетворение от пересмотров гарантированно, к тому же, возможно, кое-кто с помощью этих фильмов наконец таки откроет для себя, что же оно такое, эта любовь.
Петр ТРОЦЬ