
Нил Хасевич, был секретарем основанного студентами академии украинского художественного кружка "Спокойствие". Этим кружком управляли, в частности, грекокатолический митрополит Андрей Шептицкий и писатель Юрий Липа.
В 1928 - 1939 годах кружок устроил 13 художественных выставок, в том числе две передвижные на Волыни. "Эти рисунки подбрасывают к посольствам, делегатам сессии Генеральной ассамблеи ООН. Замысел провокаторов - убедить общественное мнение Запада, что на Украине словно идет массовая вооруженная борьба против Советской власти. Ваше задание: разыскать автора рисунков и прекратить его антисоветскую деятельность". Такое распоряжение в мае 1951го пришло "сверху" ко всем областным управлениям Министерства госбезопасности в Западной Украине. До распоряжения добавлялась фотокопия альбома "Волынь в борьбе" - об Украинской повстанческой армии. Альбом делегатам ассамблеи ООН подбросил кто-то из украинской эмиграции.
Советские спецслужбы взялись разрабатывать операцию из ликвидации повстанческого художника. В Ровно создали оперативную группу во главе с капитаном Борисом Стеклярем. На альбоме отчитали инициалы - из наложенных одна на другую букв выделили "Н" и "Х". В ранее захваченных работниками МГБ документах фигурировал Нил Хасевич. Тот ли это автор пропагандистских антисоветских карикатур и плакатов? Начали собирать информацию.
"Рисунок является правдой абсолютной, а язык правды надо учить везде и всегда. Это единственный язык, которым можно изложить все", - писал Нил Хасевич в сентябре 1941 года в газете "Волынь", редактором которой был писатель Улас Самчук. Она при немецкой оккупации выходила в Ровно. Хасевич работал в ней с августа 1941го. Создавал иллюстрации, писал статьи на художественную тематику. Быстро убедился, что немцы - не союзники в получении независимой Украины. И тогда направился в лес - вступил к Украинской повстанческой армии, чтобы, как пишет один из его биографов, "действовать активнее против нового оккупанта". 1942-го вошел к Краевой референтуре пропаганде на СевероЗападных украинских землях, впоследствии избранный в Украинский главный освободительный совет. Работал в редакции повстанческого журнала "В ружье". В то же время выпускал брошюры, открытки, плакаты.
В УПА он имел несколько псевдонимов. Самым известным был - "БейЗот". "Государственная безопасность уже знает, кто кроется за псевдонимом "БейЗот", а мои землякиселяне не знают, - написал Нил Хасевич за несколько месяцев до гибели. - Я хочу, чтобы знали они и знал весь мир. В своей жизни я, кажется, потерял уже все, но как долго будет оставаться хотя бы одна капля моей крови, я буду биться с врагами своего народа. Я не могу биться с ними оружием, но я бьюсь резцом и долотом. Я - калека (инвалид), бьюсь в то время, когда многие сильные и здоровые люди в мире даже не верят, что такая борьба вообще возможна. Я хочу, чтобы мир знал, что освободительная борьба длится, что украинцы бьются. Такая моя мысль, мнение рядового подпольщика. Слава Украине"!
"Его графика была эффективным оружием в руках освободительного подполья, - писала о Ниле Хасевиче Мария "Маричка" Савчин, жена регионального проводника ОУН, в воспоминаниях "Тысяча дорог". - Был он необыкновенно стойким для подпольной борьбы человек еще и тем, что постоянно учил новых людей, которые после отходили в разные округа, где иллюстрировали подпольные издания или изготовляли клиша для типографий. Часто они сами компоновали совершенные картины. "Зот" так в совершенстве научил некоторых техники дереворита, что неопытному человеку было трудно распознать, или это труд Нила Хасевича, или, может, когото из его учеников".
Работал нередко в без света, без специального оборудования. Клише для печати изготовлял из вишни.
"У "Зота" не было одной ноги, ходил на протезе, - продолжает Савчин. - Через свою инвалидность почти все время сидел в бункере, только время от времени, учитывая безопасность, старое место заменяли ему на новое (перевозили на специально обустроенном для него велосипеде. - "Страна"). Каждый свежеизготовленный дереворит "Зот" пересылал "Орлану" (полковник Василий Галаса, проводник ПЗУЗ. - "Страна"), и у него они находились. Клиша, что тематикой отвечали тексту той или другой брошюры, "Орлан" отдавал в типографию им. Клима Савура, которая была размещена в Луцком районе. После печати отсылали клиша обратно к "Орлану".
Один из последних трудов Хасевича - проекты наград УПА. Выполнил их - в целом 16 - вместе со своим учеником "Свиридом". В апреле 1950 года послал проекты к Главной команде УПА. В сопроводительном письме детально описал, как изготовлять ордена, жетоны и стяжки в подпольных условиях: "Штампование и отливы можно делать и в укрытии. Для изготовления отличий ОУН и УПА можно взять металл из чешуй (гильз) артиллерийских зарядов или из большевистских орденов - они масивные и легкоплавкие. Поэтому я считаю, что реализовать изготовление отличий и орденов есть возможность. Когда бы по каким-то причинам изготовить ордена мы не смогли, то в таком случае, по моему мнению, можно было бы изготовить сами только стяжки с соответствующими на них отличиями. Пусть наши подпольные орденоносцы имеют пока что хотя бы стяжки орденов. Будут ли носить они их, или нет, это уже их дело, но дать им их нужно было бы. Это произведет, в любом случае, им приятность и будет доказательством, что дело это Провод трактует важно, что предоставляет ей большого значения, которое беспокоится и заботится об этом, что не забывает о заслуженных даже в сегодняшних самых тяжелых обстоятельствах и заботится выделяя их. Такая моя мысль, мнение рядового подпольщика".
30 июня 1950 года Украинский главный освободительный совет утвердил эти проекты наград. Они появились 1951го. Где их изготовили - пока что не установлено. Самих Нила Хасевича наградили "Серебряным крестом заслуги" и медалью "За борьбу в особенно тяжелых условиях".
На след Нила Хасевича гебисты вышли, когда в конце февраля 1952-го разоблачили убежище "Буйного" - проводника Клеванского, в настоящее время Ровенского, района. При нем нашли повстанческие письма грипсы. Сумели расшифровать одну из записок: "Приготовили для вас 5 килограммов бумаги, вишневое дерево". Поняли: это для "Зота". Вычислить убежище Хасевича сумели приблизительно: на хуторе за километр от села Сухивцы, за 12 км от тогдашнего райцентра Клевань. Проблема была в том, что село с хуторами растянулось на 6 км из севера на юг и на 5 км с запада на восток. Опергруппа прибыла в соседнее село Радухивка и уже 4 марта планировала начать прочесывать каждое хозяйство в околице.
На усадьбу семьи Стасюкив в Сухивцях, где был бункер Хасевича, натолкнулись случайно. "Когда МВД разоблачило укрытие "Буйного", " Назар" (обеспечивал укрытие художника) хотел проверить, какая ситуация около "Зота", или все там хорошо, - пишет Мария Савчин. - Только что он вошел в дому, как за ним зашел вооруженный уполномоченный. Оба, сцепились за оружие, посоревновались и выскочили из дома. Уполномоченный побежал прямо к сельсовету, позвонил в район к МВД, и еще той ночи наехали на хутор оперативники.
Весь день искали бункер и не могли найти. Вход был очень хорошо замаскирован. Может, бы и не нашли, если бы не употребили хитрость. Гебисты сразу разделили всех членов семьи и допрашивали каждого в частности, но никто не признавался. В конечном итоге вечером пришел к хозяину начальник МГБ и из триумфом заявил:
– Ну, довольно валят дурака. Знаем уже, что у тебя есть бункер, жена сказала. Теперь не будем тебя больше выспрашивать, есть ли он, только показывай, где вход.
Хозяин аж застонал, ухватившись за голову:
– Ах, не выдержала! Будь ты проклята! - и показал вход.
Тем временем женщина ни в чем не была виновата, и не в чем ничему не созналась".
Бункер был обустроен в риге под кипой дров. Кроме Нила Хасевича, там были двое его учеников охранников - Вячеслав Антонюк, псевдо "Матвей" и Антон "Игнат" Мельничук. Солдаты начали разгребать вход. Что происходило дальше, описал 1988 года литератор Теодор Гладков в книге "Со щитом и мечом" в очерке о службе в органах госбезопасности Бориса Стекляра, который дослужился там до полковника.
Что случилось с телами убитых?
– Их, повстанцев, привезли полуголыми, свалили на снег. Посадили в ряд, - рассказал уже в годы независимости бывший воин УПА Дмитрий Удодик. - Чекисты привозили всегда убитых для показа людям. Это делалось для страха и позора. Когда уже энкаведистам надоедало зрелище, они вывозили труппы в ров. Где тело Нила Хасевича нашло свое последнее пристанище.
Нил Хасевич
Подростком остался без ноги. 1905, 25 ноября - Нил Хасевич родился в селе Дюксин, в настоящее время Костопильского района на Ривненщине, в семье попа. Имел двух старших братьев - Анатолия и Федора. С детства Нил имел тягу к рисованию.
1922 – Нил вместе с матерью ехал на учебу в Ровно, на железнодорожном переезде они попали под поезд. Мать погибла, а парень потерял левую ногу выше колена. Выздоровев, продолжил учебу в художественной мастерской Василия Леня в Ровно. 1925-го экстерном закончил гимназию, год работал помощником иконописца. Самостоятельно изготовил себе искусственный протез. А деньги, полученные как компенсацию за увечье от французской компании, которая владела железной дорогой, потратил на учебу в Академии искусств в Варшаве - Западная Волынь в межвоенный период входила в Польшу. Сначало как свободный слушатель, из 1930-го - полноправный студент. Избрал факультет графики. Студент Петр Мегик, который тоже учился тогда в Варшаве, вспоминает о Хасевича: "Небольшого роста, бедно одетый парнишка, с палкой в руке, потому что вместо левой ноги - деревянная, законченная грубым патиком, примитивная, собственной работы протеза. Пристально учится и невероятно материально бедствует. Из дома от отца не получает ничего, потому что там не меньшая беда. Рисунки же его свидетельствуют о незаурядном художественном умении".
1926 – стал одним из основателей украинского студенческого художественного кружка "Спокойствие" в Варшаве, в которое входили несколько десятков молодых украинских художников. Был его многолетним секретарем. Члены кружка ставили целью поднести украинское искусство до общеевропейского уровня. 1931-й за картину "Стирки" Хасевич получает отличие "Ватикан". Его дипломная работа - "Святой Владимир". Это произведение, как и портрет гетмана Ивана Мазепы, за какой Хасевич 1932-го получил почетный диплом Академии, не сохранился.
1935 – завершил учебу в Академии искусств, получил диплом о высшем художественном образовании с правом учительствовать в средних школах. Того же года в польском художественном журнале Znicz отметили: "Нил Хасевич тихо, скромно и медленно, но уверенно в своем творчестве шел вперед и теперь снискал признание не только у художников Варшавы, где учился и выставлял свои труды, но и у заграничных художников, особенно французских". Но Хасевич не захотел оставаться в польской столице, а вернулся в родное село Дюксин. Работал учителем, пел в церковном хоре, печатался в волынской периодике. В 1930-х вступил в ОУН.
1936 – на выставке в Варшаве экслибрисы Нила Хасевича получили третью премию. В 1939 году в польской столице вышли два его альбома - "Книжные знаки Нила Хасевича" и "Деревориты". В целом с 1931 по 1942 годы работы Хасевича экспонировали на 35 выставках в Варшаве, Праге, Берлине, Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке.
1943 – во время одной из немецких облав в Дюксини расстреляли отца Нила Хасевича. Село сожгли, сгорела и местная церковь, а в ней созданные Нилом иконы. Старшего - Федора, который был священником Украинской автокефальной православной церкви, после возвращения советской власти заслали в Сибирь, откуда он не вернулся.
1952, 4 марта - Нил Хасевич погиб в бункере в селе Сухивцы, приблизительно на полпути между Ровно и Луцком. В том же году в Филадельфии, США, вышел альбом работ Хасевича "Графика в бункерах УПА".