Хоровой фестиваль «Певчий собор» переехал в Киев. Всеукраинский хоровой фестиваль «Напевный собор» в этом году проходить уже в третий раз. Первые две попытки состоялись в Святогорскую (прежнему Словяногорскую) — исключительно, фантастически красивому уголку Украины, который зовется еще донецкой Швейцарией. Кто был там хоть раз, никогда не забудет грандиозные меловые горы и меловые же пещеры тамошнего Святогорского монастыря, где бели и стены, и свода — вот белые и темные в то же время... И величественных, шестисотлетних, говорят, дубов, какие мы, четверо взрослых людей, напрасно пытались охватить хотя бы на половину. И реликтовых сосен — лесу, который растет, представить только, на дне прежнего моря.
Святогорский монастырь — место, где можно снимать все, но только при условии, что к кадру не попадут монахи. А жалко — они здесь чрезвычайно колоритные и, кстати, имеют совсем неплохой хор — поэтому знают старинные монастырские традиции, в которых местные напевы и стили приобретают иногда такое совершенство, что их перенимают другие.
Люди, которые возвращаются из Святогорского певчего поля, что на березе Сиверского Донца, идут счастливые и преисполненные впечатлений. Там выступают детские коллективы, светские и парафиальные, камерные и большие, академические и любительские хоры. Этот край имеет хорошие певчие традиции: так вокруг каждого «ДК» (такой «Дворец культуры» шахтеров) группировалось множество коллективов, временами полностью приличного уровня.
В этом году фестиваль на два дня пожаловал в Киев. Безусловно — набирает оборотов. Безусловно — становится престижным. Два концерта — в Колонном зале им. Лисенко и в Доме органной и камерной музыки Украины. Несколько хоров, среди них — гости из Венгрии и Греции. Собственный гимн, созданный организатором фестиваля Михаилом Шухом, — не пафосно-«трескучий», а тихий. Так и зовется — «Тихая молитва», и на память всплывают эзотерические, лаконичные и беззвучные, и потому очень крепкие умные молитвы...
Выступление камерного хора Донецкой государственной консерватории им. С.Прокофъева произвело в целом приличное впечатление; временами только приходило ощущение, что в Киев взяли лишь часть певцов, но репертуар остался тот же, и потому немного ощипанный. Гостем был венгерский хоровой коллектив — хор имени Монтеверди из Будапешта. Это небезызвестный и заслуженный коллектив, который, к тому же, прекрасно знает старинную музыку. Немного холодноватые, немного отстраненные, объективные и возвышенные хоровые произведения Возрождения звучали очень стильный.
Прекрасно выступили камерный хор «Крещатик» (дирижер Лариса Бухонская, которая давно уже, кажется, заработала по меньшей мере на «заслуженное» почетное звание), женский хор КДВМУ им. Глиэра (дирижер — заслуженный деятель искусств Галина Горбатенко). Наконец хор из города Нафпактос (Греция), любительский коллектив, с которым приехали еще и две солистки, — сестры Медея и Лариса Яссониди.
Погостили — да и вернулись к Святогорску, где в день Рождества Божьей Матери состоялось освящение Свято Успенской лавры... Эх, жаль, что нельзя поехать следом за фестивалем. Потому что там, говорят, будет петь камерный хор Криворожского музучилища и хоровая капелла мальчиков и юношей «Колокольчик» — замечательные коллективы, стильные и профессиональные. Мои любимые.
Елена ЧЕКАН