
Прогресс уверенно шагает вперед, современные родители также пытаются идти в ногу со временем. Поэтому едва их детворе исполняется шесть лет, малышню ведут в первый класс, чтобы не терять времени и не потерять их талант. Но стоит ли спешить по этому делу?
Подход родителей к этому вопросу разный, поэтому обращаемся за консультацией к практикующему психологу высшей категории Зареми Джандар. По ее словам, в данной ситуации происходит конфликт между содержанием и формой. То есть, родители замечают лишь внешние факторы активного развития ребенка - он, например, рано умеет писать, читать, осознанно отвечает на вопросы. Но, как говорит психолог, такая эрудированность не значит, что ребенок готов идти в школу.
- Существуют немало критерий, по которым и определяется эта готовность. Во-первых, ребенок должен делать все по образцу. Важно, чтобы он умел выполнять инструкцию - это залог успешной учебы. - Во-вторых, ребенок должен удерживать внимание длительное время, а это в свою очередь управляется волей. И в пять-шесть лет малышня еще не умеет производить эту волю и концентрировать внимание. В-третьих, важно, чтобы ребенок умел «примерять» на себя разные социальные роли, например школьника. Тогда легче происходит процесс социализации.
По мнению психолога, у ребенка в пять-шесть лет еще не сформированная мотивация учиться. Ведь в садике основной мотив - это игра, а учеба в этот контекст включается постепенно. И когда ребенок приходит в школу, происходит резкое изменение этих мотивов, теперь вместо игры надо учиться.
- На первоклассника идет большая нагрузка - целый урок он не должен разговаривать, отвечает только тогда, когда его спросят, он должен длительное время усидеть на месте. А у ребенка в 5 лет еще не сформированная воля, - рассказывает эксперт.
Одаренность — это исключение
По словам психолога, самый оптимальный возраст, чтобы идти в 1 класс, - это семь лет. Потому что именно тогда у ребенка развивается активное логическое мышление. Он может осуществлять сложные умственные операции - синтез, сравнение, классификацию, абстрагирование. Но мода на раннюю учебу не берет этот фактор к сведению. Родители в первую очередь обращают внимание на внешние факторы, игнорируя психологические.
- Нельзя отрицать, что иногда и в пять лет ребенок уже имеет навыки логического мышления и он легко может привыкнуть к школе. Это очень одаренные, способные дети, в которых и тело, и мышление развиваются интенсивно. Конечно, возраст один из важных факторов готовности к школе, но примерять его критерии к каждому ребенку не стоит, - объясняет специалист. - Я бы посоветовала родителям не всегда обращать внимание на внешние показатели (умение читать, писать, считать), а более придирчиво присматриваться к психологическим факторам - умению производить волю, концентрировать внимание, играть социальные роли, копировать. Также важно развивать логическое мышление.
Как подготовиться к школе?
Развивать социальный багаж малышни. Детвора должна знать, в какой стране живут, как называется их город, правила поведения в общественный местах, как звать родителей. Это поможет в будущем лучше адаптироваться в школе. Очень важно, чтобы у ребенка был собственный мотив учиться, а не мамы и папы. Он должен осознавать, почему надо идти в школу. Родители не должны навязывать свое мнение, их основное задание - создать оптимальные условия для того, чтобы их чадо заинтересовалось учебным процессом.