
Так сказал британский детский иллюстратор Патрик Бенсон и был абсолютно прав. Малышня любит свои книжки не только из-за хорошего и сказочного содержания, но и благодаря захватывающим картинкам к ним. Сами рисунки современных английских иллюстраторов можно увидеть на выставке «Волшебный карандаш» в Британском Совете. Экспозицию из 60 работ 13 самых популярных художников заключал «магистр иллюстрации» Квентин Блейк. Лауреат многих премий, в частности и премии Ганса Християна Андерсена, отозвался об экспозиции: «Выставка придется по вкусу и малым, и старым, и всем, кто находится на интересном отрезке жизни между ними».
Отобранные работы совсем разные: за избранными для иллюстрирования книжками, за техникой, за тем Волшебным словом, которым руководствуются художники, работая. На рисунках Патрика Бенсона к книге Роальда Даля «Минипене» люди живут на деревьях. Они используют птиц как «пернатый транспорт», улетая на работу или в гости. Не удивительно, что его волшебным словом является Фантазия. А для Анджели Барретт, автора тревожно таинственных иллюстраций «Белоснежки» таким словом является Сопереживание. А вот жизнерадостные, яркие работы Емми Чичестер Кларк объединяет слово Приключения. Об этом она сказала так: «Я считаю, что книжки для детей должны быть преисполнены приключений. Они должны предлагать определенное место для побега от взрослого мира. Детство — единственная пора, когда можно развить фантазию. Детское воображение впитывает все, как будто губка — поэтому очень важно предлагать ей что-то необычное, интересное, а не серое и нудное».
Каждый художник применяет такие себе «волшебные трюки». Один художник для создания рисунку использует фотоаппарат, другой — освещенную снизу подставку. Кому-то по нраву обрабатывать картинки на компьютере, а некоторым — рисовать обычной чернильной ручкой. По мнению, самого старшего иллюстратора на выставке Тони Росса, избранный инструмент должен помогать тебе, быть, так сказать, с энергией. Он рисовал лишь пэром на протяжении 20 годов и отметил: «Оно было просто замечательно — вся царапина, тупая, в целом: преисполнено характеру». А вот самая молодая художница Сара Фарнелли любит экспериментировать. Своих мифологических чудовищ Давней Греции она сделала в виде коллажу, из повседневных пустяков и старых книг. Художница создает разные фактуры рисунков, разбрасывая на их поверхность сахар, спагетти, фасоль, рис... но чего только не разбрасывает. Похвастался оригинальностью и Стивен Битси. Его подход к иллюстрациям — быстрее, подход историка. Рассказывая на рисунке о приключениях военных кораблей, он их просто разрезает. Поэтому в один момент перед нами жизнь на всех уровнях: от палубы к трюму. За мастерство и научную придирчивость в деталях его называют «королем рисунков в разрезе».
Каждого дня на выставке определяют рейтинг иллюстраторов. Кто-либо из посетителей может проголосовать за того, кто понравился.
В качестве гостя «Волшебного карандаша» на экспозиции представленные работы от ведущего украинского детского издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА».
Что и говорить, карандаш современных отечественных иллюстраторов даже более волшебный чем британский. И это не лесть, а общее мнение большинства посетителей экспозиции. Все пять иллюстраторов показало и серьезность подхода, и совершенную технику рисунку, и свежие идеи, и просто хороший вкус. Думаю, каждый, кто брал к рукам «Азбуку», «Господина Коцкого» или «Казака Мамаригу», уже знает почерк Костя Лавро. Его пушистых зверушек сложно не полюбить, а одноусого победителя Мамаригу — не зауважать. Преисполнены характеру и истории «Снежная Королева» и «Рыцари Туманного Альбиона» Владислава Ерка. Всего этого явно не хватает британцам. Пусть наши иллюстраторы уступают в экспериментах с разрезами и коллажами, однако их рисунки более душевны. И способные захватить не только малышню, но и (сама видела) растрогать к улыбке взрослых.
В течение этого месяца, в рамках проекта, запланированные встречи с украинскими иллюстраторами, творческие мастерские из анимации, а также показ мультфильмов, снятых на основе рисунков к британским детским книжкам. Приобщиться к событиям можно абсолютно свободно, лишь пожаловав в Британский Совет до конца февраля. А уже в будущем месяце выставка «поедет» во Львов, Харьков, Донецк и Одессу.
Дарья АВЕРЧЕНКО