
На что смотрит ребенок, когда берет в руки книгу? Конечно, на картинки. В школьных учебниках они иллюстрируют текст, задание. Иллюстрации должны быть интересными, поощрять ученика читать, работать.
Учебник - чуть ли не самая сложная в оформлении книга, заверяют художники. При создании иллюстраций надо учитывать санитарно-гигиенические нормы, особенности рисования и макетирования. Есть огромное количество ограничений в использовании разных кеглей (размеров шрифта), длины строки, ширины полей - в зависимости от возраста учеников, для которых предназначен учебник.
Согласно Государственным санитарным нормам и правилам «Гигиенические требования к печатной продукции для детей» в изданиях для начальных классов иллюстрации должны занимать не менее как 30 процентов площади.
Для учеников средних и старших классов - 30. Постепенно уменьшается и кегль шрифта основного текста - с 14-го (не меньше 18-того в Букварях) для младших школьников, что наглядно демонстрирует букварь жуковой кандидата педагогических наук, известного логопеда Надежды Жуковой, и до 10-того. Бумага должна быть непрозрачной, белой или едва желтоватой с коэффициентом белизны от 70 до 88 процентов. Поскольку для школьников шрифт - это разновидность иллюстраций, зрительное ощущение слова - определенные гарнитуры шрифта для учебника четко определены. В первых классах шрифт должен помочь «узнавать» при чтении буквы. Потом они будут иметь зарубки на концах, которые будто ведут взгляд читателя от первой буквы к последующей.
В основе изданий - принципиальный макет
Робота над оформлением и иллюстрированием учебника начинается с ознакомления художественного редактора или главного художника издательства с рукописью и пожеланиями автора.
– Роль художественных редакторов - в организации художественного материала, создании принципиального макета учебника, - рассказал художник с почти 40-летним стажем Виталий Митченко. - Это сложная структура, где есть основной и дополнительный материал, вопрос и ответы, задания, условные обозначения, «фонарики», иллюстрации. Все это надо просто и понятно организовать в пространстве книжного блока, придерживаясь установленных норм и требований.
Художественный редактор обсуждает с автором общую концепцию иллюстраций, ведь рисунок может быть выполнен или академически, или - с юмором. А еще определяет количество рисунков, их размер и что именно должно быть изображено, время на подготовку.
Качество изображений и профессионализм художника
Художественный редактор выбирает и специалистов, которые сделают иллюстрации к учебнику.
– К сожалению, сегодня много издательств экономит на иллюстраторах-специалистах, - говорит главный художник ДП «Полиграфический комбинат «Украина» по изготовлению ценных бумаг» Павел Машков. - Мастеров, которые рисуют для учебников, очень мало. Обычно они уже работают много лет, имеют собственные стереотипы работы, поэтому иногда их оформление является немного архаичным. Надо искать молодых художников на выставках, в институтах, Академии искусств.
В каждого такого художника есть собственное портфолио. Художественный редактор анализирует его возможности, решает, подходит ли оно для такой работы. Бывает, что над учебником работают несколько разностилевых художников. Считаю, что иллюстративный материал в одном учебнике - относительно цветной гаммы, почерка - надо выполнять в единственном стиле, органично, гармонично.
А по мнению Виталия Митченка, единственного стиля в рисунках учебников не должно быть.
– Поскольку тексты разные - поэтические, сказочные, юмористические - тот же художник не может их проиллюстрировать на одном уровне, - считает Виталий Степанович. - У кого-то лучшие сказочные герои, у кого-то - юмористические рисунки. Единственный стиль книги создают макет и элементы оформления - линейки, заставки, размеры, расположения картинок.
В работе художника самое сложное прийти к согласию с автором, - продолжает художник. - Есть много ограничений, а надо точно передавать текст. Некоторые художники невнимательно его читают, могут ошибиться. Кроме того, учебником будут пользоваться дети из разных регионов Украины, городов и сел. Поэтому надо создать образы, понятные всем.
Арсен Джаникян известный своими иллюстрациями к сказкам. Он оформлял учебники по иностранному языку и математике, азбуку.
– Я всегда рисовал с вдохновением, вспоминал, что нравилось моим детям, как сам воспринимал иллюстрации в детстве, - рассказывает художник. - Это происходит интуитивно. Считаю, что в детских иллюстрациях всегда должно быть приключение, чтобы ребенок смотрел и ей хотелось прочитать дальше, представить это. Больше всего энергия забирает сочинение интересных сюжетов.
Малышам - сказки и натура, старшеклассникам – фотографии
В учебниках для детей разного возраста иллюстрации отличаются. В начальной школе - больше яркие рисунки, а в старшей и средней - репродукций, фотографии.
– В книгах для младших классов рисунки должны быть ближе к реальности, - рассказывает художник издательства «Грамота» Виталий Митченко. - Мы пытаемся избегать сильной стилизации, мультяшных героев. Поэтому и сложно найти художников, которые умеют рисовать близко к натуре. Кстати, раньше редакторы даже считали в изображении людей пальцы на руках, чтобы их было пять. Для оформления учебников средней школы привлекаем известных художников, используем с их разрешения апробированные, сделанные ранее рисунки. Ведь есть украинская иллюстративная классика. Например, чудесно оформил повесть «Захарий Беркут» Ивана Франко Георгий Якутович, а повесть «Гуси-лебеди летят» Михаила Стельмаха - Николай Компанец. В учебниках для старшеклассников, особенно в познавательных текстах из географии или биологии, больше используются фотографии - качественные, современные.
Сегодня немало издательств выпускают учебники. И пытаются привлечь своими «изюминками».
– Наши макеты структурированы, большую роль играет цвет, - говорит Виталий Митченко. - Он является сигналом, доминирует в определенном разделе, помогает ориентироваться в учебнике. Иногда интересные идеи предлагают сами авторы. Например, образы сквозных героев - мальчика или девочки. Они ведут маленьких читателей учебником, взрослеют вместе с ними.
Усовершенствовать школьные книги помогают специалисты
При Институте инновационных технологий и содержания образования действует Издательский совет по вопросам подготовки к изданию учебников для общеобразовательных учебных заведений. Она должна совершенствовать школьные книги, которые получили гриф Министерства образования и науки Украины и внесены в перечень учебной литературы, которая может выдаваться по государственным заказам.
До работы в Издательском совете как консультанты, эксперты и рецензенты на добровольных началах привлекают специалистов. Просматривая оригинал-макеты учебников, эксперты определяют, отвечают ли они требованиям к учебным изданиям, предвиденным нормативно-правовыми актами. А также дают издательствам свои замечания и рекомендации.
– Типичная проблема учебников, какие мы рассматриваем, использование рисунков десятилетней и большей давности, - говорит Павел Машков. - Вероятно, это происходит через экономию. В настоящее время есть и другая материальная культура - телевизоры, компьютеры, автомобили. Поэтому в первую очередь иллюстрации должны быть современными. А также максимально направленными на раскрытие темы, легкими, интересными, отображать текстовую часть учебника.
По словам специалиста, в Украине еще с советских времен сложился свой стиль иллюстраций к учебникам - очень рисованный. А в Европе они проще, более схематичные, подвижные.
Картинки не должны обременять
Об общих требованиях к иллюстрациям и типичных ошибках современных учебников рассказала эксперт Издательского совета по вопросам подготовки к изданию учебников для общеобразовательных учебных заведений при Институте инновационных технологий и содержания образования, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Института педагогики и психологии НПУ им. М.П. Драгоманова Екатерина Шалварова.
–Есть нормы профессионального рисования. Это его качество, соблюдение нормальных пропорций. Если изображают людей или животных, они должны быть узнаваемые. А еще в учебной литературе должно быть соответствие. Например, песенку о кролике иллюстрировать именно кроликом, а не зайкой.
Для младших классов иллюстративный материал - это 50 процентов успеха учебника. Очень важные иллюстрации для природоведения, изобразительного искусства. Ребенку нужно увидеть, какими являются земноводные, птички, растения, рыбы.
Для старшей и средней школы рисунки также должны быть качественными, уместными. Здесь чаще всего как иллюстрации используют фотографии. Но не стоит забывать, что перед нами - дети. Если иллюстрации захватят, ученики будут читать материал с интересом. Учебник - дело коллективное, создается в сотрудничестве автора, дизайнеров, художников. К сожалению, в наших учебниках случается много текста, повторов, недостает лаконичности и конкретики.
Учебник не должен быть излишне иллюстрированным. Современные книги часто страдают тем, что размещают мелкие рисунки, которые трудно разглядеть. Такое уменьшение недопустимое, если иллюстративный материал имеет значение. Особенно в учебниках из изобразительного искусства, букварях, где надо разглядеть рисунок, рассказать о нем, сравнить. Также используют многовато меток. Художник создает интересный значок, и когда его уменьшают к необходимому размеру, он превращается в непонятное пятно.
Некоторые учебники имеют на полях дизайнерскую находку - разнообразные цветные плашки. Когда они очень яркие, привлекают много внимания - мешают всем другим рисункам на странице. А также уменьшают поле страницы. Такие картинки нужны, если помогают сориентировать на странице.
После замечаний Издательского совета издательства начали чаще обращаться к профессиональным художникам, иллюстративный материал стал лучшим. Мне нравится, что в некоторых учебниках есть юмор, неординарное изложение материала. Это чудесная идея, которая разнообразит учебный процесс. И дизайн должен быть разным. Чаще всего картинка просто вырезана в квадрат или прямоугольник. А можно сделать и вырезки, диагонали. Не надо бояться смелости.