
Серию «отчетно-избранных концертов» с подведением итогов и раздачей слонов и слонят начал фестиваль «Шлягер», который был практически пионером «кружевных» концертов, съемок и в настоящий момент рядом с крупнобюджетными детищами «1+1» и «Интера» не подчиняется никаким законам селекции.
Не секрет, что все наши программы — телевизионные или концертные бренды — строятся по клановому принципу, чужие здесь не ходят. «Шлягер» тоже сначала набирал себе клан и по большей части из народных артистов. За 9 лет существования программы молодые и более мобильные разбежались по кланам более перспективным, и сегодня в концертах «Шлягера» выступают на 90% «неформатные» певцы, то есть те, для кого закрытые форматы большинства FM-станций и коммерческих телеканалов, то есть те же народные артисты.
Следовательно, практически только на сцене «Шлягера» можно увидеть новые достижения представителей традиционной эстрады, которых сегодня почему-то совсем «уволили в запас». В субботу, например, в «Украине» наконец можно было увидеть потому что слушали все фонограммы, а не артистов, о чем зрителей и было предупреждено на афишах: «Внимание! Фонограмма. Концерт записывается для телевидения, очень искусственный товар в украинской музыке — Романа Копова. Он получил диплом «Шлягера» за песню «Женщина любимая» и продемонстрировал, как всегда, высокий артистический класс. Только я подумала, как удается ему, варясь в собственном соке (из-за травмы ноги и 11 операций он не может так свободно мотаться по тусовкам и концертам), не имея постоянного круга сильных конкурентов, держаться своего уровня, записывать новые песни, иметь желание менять обиды(теперь Роман — страстный брюнет), а здесь Роман и рассказал, что в последнее время его время от времени приглашают на концерты в Россию, имел здесь немного выступлений, в настоящий момент дописывает новый альбом с поэтессой Ниной Калугой.
На «Шлягере» пела свои гражданские песни Надежда Крутова-Шестак, и, кстати, из сцены «Украины» прозвучала премьера песни «Честь», после которой певицу благодарили и коллеги, и посторонние люди. Диплом за песню «Шахтерские жены» получил Павел Зибров, а какие-то слова, которые должны были эту песню обрамлять, сказал автор стихотворений Петр Мага: «Сегодня, к сожалению, опять погибают шахтеры. Я хочу обратиться к ним: пусть никогда не убивают вас шахты, метан и человеческая ложь. Мы — один народ!» Увидеть в одном концерте Аллу Кудлай, ее сына Максима и кума сына Николо — тоже диковина, но мы увидели. В элегантной белой ковбойской шляпе в сопровождении президентского оркестра выступил Владимир Засухин с украинской песней и английским припевом — I love you. Only you. Еще были Камалия, которую видно исключительно в клипах, «Экс-президенты», два проекта Ягольника — реанимирующие «Игрушки»(двое новых участников и «возобновленная» после недавних родов Света) и трио «мисок» «Гавана», была Оксана Пекун, Гарик Кричевский, Еl-Кравчук с двумя композициями «Душа» и «Ты не верь» и с каким-то «дзен-буддистским» балетом, открытие года — Анастасия, стройная и русскоязычная Лилия Сандулеса.
Из этих имен, песен, личностей вполне можно было сделать «вкусное» шоу, но смотреть из зала на него было больно. Во-первых, декорации, которые не обновлялись уже пятилетку или и больше, — скромненький неоновый город, пирамидки-светильники на авансцене — это, собственно, и весь «костюм» сцены. Хорошо хоть сделали на улице грязезащитные покрытия от дождя и непогоды, люди могли спокойно обсуждать шоу на улице несмотря на сильный дождь. Но если старая и дешевая сценография — это проблема денег, то отсутствие новых идей и режиссуры — это проблема дирекции «Шлягера».
Однотипность с концертом в сельском клубе — это первая и самая стойкая ассоциация у каждого «балованного» столичного зрителя, но зритель, судя по всему, в зале «Украины» сидел не развращенный шоу, а тот, кто заскучал за простыми мелодиями, народными аранжировками, за народными артистами, в конечном итоге. Хорошими артистами, заверяю, и уже точно профессиональными. Только почему же совпадение ожиданий аудитории и профессионализм артистов нужно паковать в такую непрофессиональную, архаичную форму, в такой дремучий контекст. Можно было пригласить в этот концерт Стинга, и его присутствие ничего бы не изменило — потому что форма затмевала содержание. Профессия режиссера, даруйте за ликбез, предусматривает владение разной эстетикой массовой культуры, организацию номеров, людей, песен в логический и современный контекст. Я уже молчу о награждении неизвестных людей из братских республик дипломами «Шлягера» за, условно говоря, «дружбу народов» — Мантур Ташматов(Узбекистан), дуэт «Ретро», еще были белорус Александр Солодуна и россиянин Николай Шершень. Кто эти люди? Почему они получают «шлягерские» дипломы? Почему, в конце концов, так случилось, что фестиваль «Шлягер» совсем перестал интересовать прессу и никому поставить эти простые вопросы? Обидно.
Последние события на площади Независимости показали, что вскоре состоится «переформатизация» музыки, и «Шлягер» полностью мог бы создать свой «формат» и благодаря дефициту иной, чем коммерческая попса, музыки сделать его абсолютно равноправным и таким, которое продается. «Шлягер» мог бы стать краеугольным камнем баланса в украинской музыке. Но шоу набирает оборотов, понемногу и бизнес к нему присоединяется, а вместе они точно вытеснят такие «совковые» формы, как «Шлягер», из музыкального пространства Украины. Только будет ли это на лучшее?