
В 1970 году Ганс Нойбергер, декан факультета метеорологии Пенсильванского государственного университета, опубликовал книгу, которая называлась "Климат в искусстве".
В этом научном труде, который и до сих пор привлекает к себе внимание специалистов, американский ученый рассказывал о результатах исследования 12 тыс. произведений занятия живописью XV - XX столетий (прежде всего, европейского), основой которых являются пейзажи.
Нойбергер систематизировал их в соответствии к тому, как на них с точки зрения метеоролога изображено небо, - в частности, его голубизна, видимость и туманность, облачность и типы туч (высокие, средние, низкие, конвективные). Потом ученый сопоставил результаты такого анализа с данными регулярных метеорологических исследований.
Выяснилось, что полотна 1850-1967 годы достоверно отображают климатическую реальность того времени (конечно, за исключением тех, где пейзаж приобретает символическое значение), а следовательно, произведения занятия живописью могут быть документальным ресурсом для проведения исторических реконструкций климата. Показательными в этом плане являются произведения голландского художника Хендрика Аверкампа (1585-1634), который любил рисовать зимние пейзажи и конькобежцев, которые катаются на скованных льдом реках.
Эти картины подтвердили предположение ученых о том, что на протяжении XIV - XIX столетий на Земле господствовал так называемый Малый ледниковый период - самые холодные за среднегодовыми температурами сутки за последние два тысячелетия.
С тех пор, когда в искусстве доминировало барокко, а в природе - холод, мир изменился. На планете стало знойно. Ученые с тревогой смотрят в будущее, рисуя каждый раз более страшные видения климатических изменений, в результате которых жизнь на Земле изменится к неузнаваемости или же совсем исчезнет. Глобальное потепление (в частности, его антропогенный характер) стало предметом ожесточенной дискуссии между специалистами, политиками, общественными активистами и представителями деловых кругов.
Актуальное искусство, естественно, не смогло остаться безразличным к этой дискуссии. Ведущую роль в процессе художественной разработки темы защиты окружающей среды, предотвращения глобального потепления, конечно, играет не документация, а осмысление проблемы и побуждение к действию.
"Изменение климата - это реальность, вызванная нами всеми. Поэтому это изменение являет собой культурную, социальную и экономическую проблему, а ее обсуждение должно выйти за рамки научных дебатов. И художники благодаря своей креативности, способности проникать в суть вещей и прозорливости могут привлекать внимание широкой аудитории по этим вопросам", - отмечает известный британский фотограф, режиссер и дизайнер Девид Бакленд. Который с 2001 года ведет проект "Мыс Прощания" (Cape Farewell), привлекая художников, ученых и педагогов к созданию разнообразного художественного продукта, чтобы повысить осведомленность общественности с проблемами климатических изменений.
Это не так просто, как может показаться. Изменение климата на планете — вовсе не благодатная тема для художественной интерпретации по крайней мере по двум причинам.
Во-первых, современная наука (если считать ее, в отличие от политического и промышленного истеблишмента, объективной стороной в мировой дискуссии относительно климата) не дает однозначных ответов на огромное количество вопросов о причинах и следствиях глобального потепления, а самих ученых порою обвиняют в умышленном "сгущении красок".
Это автоматически приуменьшает значимость, резонность реакции актуального искусства на проблему изменения климата. К тому же, в отличие от социальных тем, для поиска которых художник может применить личные чувства, опыт, наблюдательность и память, источником идей для художественных проектов, которые касаются изменений климата, как правило, уже готов информационный продукт - между прочим, эмоционально раздутый и часто тенденциозный.
Идет речь о публикациях в средствах массовой информации, которым придется толковать доступным широкой общественности языком, выводы научных исследований, результаты международных переговоров относительно выбросов в атмосферу парниковых газов и тому подобное.
Во-вторых, проблема изменения климата далеко не всегда возмущает общественное сознание. Даже несмотря на то, что экологическое сознание населения за последние десятилетия резко выросло, люди все-таки склонны представлять глобальное потепление чем-то таким, что не угрожает им лично. Поэтому не удивительно, что художникам, чтобы достучаться до широкой общественности, придется обращаться в своих проектах к проверенным средствам для привлечения внимания аудитории - эпатажа, агрессии или же юмора, и делать это ради того, чтобы быть замеченными и услышанными, если не поступками, то хотя бы выразительными жестами.
"Искусство имеет широкие рамки. Там лишь один предел - между жестом и поступком, искусством и жизнью; впрочем, художники постоянно переступают этот предел. Даже там, где художник не может сказать чего-либо прямо, он всегда может прибегнуть к метафоре. Из-за этого и оказывается, что первыми предел общепринятого всегда нарушают именно художники, а впоследствии, через определенное время, и все общество предпринимает шаг вперед. Это закон прогресса", - говорил в интервью журнала " Огонек" русский галлерист Марат Гельман.
Искусством такого метафорического жеста - выразительного и легкодоступного для восприятия, массово тиражируемого благодаря органическому симбиозу из СМИ, - есть карикатура.
"Карикатура способна достичь таких закоулков сознания, куда не проберутся никакие аргументы. Нас засыпают пророчествами катастроф и научными фактами о неизбежности глобального потепления, но вот есть способ выгнать из себя страх. Меткие, бескомпромиссные и неудобные рисунки дают нам возможность осознать, что в действительности означает глобальное потепление - вовсе не то, что на побережье Уэльса температура воздуха будет, как на Коста де Соль, а в английских садах будут расти пальмы. Оно означает распространение пустынь, голод и бедность", - говорит Джон Грин, секретарь британского фонда Кена Спарга, институции, которая проводит конкурсы для художников-карикатуристов на экологическую тематику.
Действительно, глобальное потепление в последние годы стало одной из самых любимейших тем для карикатуристов. Если сначала они ограничивались юмористическими сюжетами, "мягкими" скетчами на эту тему (наподобие уже упомянутых пальм в английских садах или нимбов над головами ангелов в форме спирали экономной лампочки), то в настоящее время эти сюжеты содержат все большую политическую сатиру и инвективность.
Да, любимым героем карикатуристов несколько лет назад был предыдущий американский президент Джордж Буш, поскольку официальный Вашингтон отказывался признать антропогенный характер климатических изменений на Земле и поддержать установление более жестких требований к выбросам в атмосферу парниковых газов.
Буша, в частности, изображали в виде Пиноккио, которого водят за нос представители нефтедобывающей промышленности.
Шутили и над идейным оппонентом Буша, Альбертом Гором - мол, спродюсированный им документальный фильм "Неудобная правда" "подогрел атмосферу" больше, чем те же парниковые газы.
Понятное дело, нельзя переоценивать роль карикатуристов в мобилизации общественного мнения относительно проблем изменения климата - хотя бы из-за того, что массив карикатур на экологическую тематику далеко не всегда лишен штампов и " плоского" юмора.
Однако важно уже само наличие массы образцов этого жанра, которую нельзя не замечать и которая так или иначе вынуждает кого-то мыслить критически, а кого-то - принимать давно назревшие решения.