
Закон перспективы заставляет рисовать предметы не такими, какие они на самом деле, и нагляднее всего это проявляется в понятии ракурса. Ракурс — это визуальное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Это в чистом виде оптическая иллюзия, потому что сам предмет не становится сколь-нибудь короче оттого, что зритель видит его в ракурсе.
Более того, именно потому что предмет искажен согласно законам перспективы, зритель воспринимает его имеющим определенную форму. Например, возьмем обычный карандаш и расположим его в направлении нашего взгляда. Ближний конец карандаша будет выглядеть гораздо толще дальнего. Не забудем закрыть при этом один глаз, чтобы видеть мир плоским.
Особые трудности вызывает изображение в ракурсе живых существ. В их форме отсутствуют параллельные линии, которые можно было бы свести в точку схождения. Все, что остается художнику — это смотреть на модель как на плоскую картину, а не как на объемное тело. Для этого необходимо закрыть один глаз и как можно точнее срисовывать те линии, которые видим перед собой, при этом не пытаясь задумываться, какие части живого тела они обозначают.
Известный немецкий художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер серьезно занимался разработкой методов, которые помогали бы начинающим художникам освоить приемы рисования картин в ракурсе. Один из методов Альбрехта Дюрера заключался в том, что между художником и моделью помещалась проволочная сетка, и такая же сетка была начерчена на холсте. Художник должен был внимательно срисовывать то, что видел в каждой ячейке, в соответствующие ячейки рисунка. Таким образом, он отвлекался от общей формы модели и рисовал на холсте те линии, которые определяют проекцию этой формы на плоскость. При рисовании в ракурсе работает парадоксальный закон: рисуй не то, что есть, а то, что видишь, и получишь то, что есть. Говоря другими словами, художник должен абстрагироваться от того, что знает о реальной форме объекта.
Ракурс можно успешно и эффективно использовать для расстановки акцентов в картине. Такой прием часто встречается в рекламе на телевидении, когда видеокамера приближается к рекламируемому товару или объекту, и он занимает практически весь кадр. Также весьма часто используют преувеличенный ракурс, еще больше искажающий пропорции снимаемого объекта и оказывающий весьма агрессивное воздействие на зрителя.