
Небольшую часть своей коллекции искусствовед Вера Матковская презентовала в Музее этнографии Карпатского края в городе Яремче. Она уже немало лет является собирателем национального наряда. В настоящее время ее коллекция состоит из полторы тысячи женских и мужских вышитых рубашек, запасок, юбок, полушубков, безрукавок...
Все эти изделия народного творчества как бывшие, так и нынешние имеют большую историческую ценность. Собственно в выставочном зале музея была представлена черная борщевская вышивка.
История черной борщевской рубашки уходит в глубину веков. По легенде, во время татарского нашествия в нескольких приднестровских селах Борщевского края погибли все мужчины. Тогда жены и девушки в знак жалобы от неисправимой потери поклялись в течение семи поколений носить траур, вышивая рубашки только черной краской... Поколение, которое родилось в начале ХХ века, было последним, связанным этой клятвой.
Черные рубашки, которые издавна вышивали на Борщевщине, были оберегами, украшением, материальной необходимостью и духовной потребностью своего края. Черную борщевскую рубашку вышивали на все случаи: на свадьбу, на Христово Воскресенье и праздники, на смерть, а также на будни. На ежедневных рубашках — небольшие узоры на рукавах и возле шеи. Оригинальными были праздничные вышиванки — рукава полностью зашивали черными нитями. Это напоминало пашню на крестьянском поле. Ее пронизывали красные, зеленые, желтые и фиолетовые крапинки, цветы или орнамент.
Иногда использовали для узоров оранжевые и вишневые цвета. Узоры имели вид сломанных линий. Как ни странно, но черная вышивка на рубашке никогда не выглядела печально, напротив, — рубашка была нарядной и очень колоритной. Скорее всего, вышивка черным выглядит как поклонение матери-земли, ассоциируясь с плодородными подольскими черноземами, с извечной надеждой на урожай, а, следовательно, и на жизнь. В землю бросают золотое зерно, которое впоследствии прорастает тугими колосьями. На наших полях можно увидеть желтые подсолнухи, красные маки, синие васильки, белые ромашки... Поэтому, когда смотришь на борщевскую черную вышиванку, как будто видишь всю эту красоту, которая прорастает из земли. По-видимому, и наши предки, которые с ранней весны и до поздней осени работали в поле, не могли не проникнуться этим чудом, чтобы зимой потом передать его на полотне.
Какая же она, черная борщевская рубашка? Познать ее очень просто: сшитая из конопляного полотна, густо вышитая черным хлопком, из вставкой и морщинкой на рукаве. В типичных борщевских черных рубашках почти вся поверхность рукава зашита черным хлопком - так называли нити (пышные, ссученные из шерсти, преимущественно черного цвета). И вышивали ими по большей части только в селах над Днестром. К началу ХХ века такие нити изготовляли из шерсти овец, а позже их заменили фабричными. Вышивка на рукавах имела три части: вставку, повставку (или морщинку) и рукав - до запястья.
Вышивка на вставке была почти полностью черной. Иногда на ней нашивали цветы. Под вставкой вышивали морщинку (ее часто называли еще подвставкой). Это - верх рукава, который соединялся с вставкой. Морщинку также вышивали черным хлопком, колодкой - своеобразной техникой, которая, к сожалению, потерянная. Морщинке свойственный четкий на черном фоне орнамент, вышитый темно-вишневыми нитями, - маленькие букетики цветов, или порою ромб с «отростками» по углам - старинная праукраинская сварга (свастика), символ солнца, движения жизни. От морщинки к запястью рукав вышивали широкими или узенькими косыми полосами черного цвета. Это могли быть растительные орнаменты - из листьев, цветов, веточек... На груди рубашку вышивали вдоль пазухи двумя широкими черными полосами, как и на плечах. Часто между ними была чудесная мережка...
По народным представлениям, в рубашку могли перейти свойства характера (лень, сварливость, трудолюбие), физическое состояние (болезнь, здоровье) того человека, который ее носит. И, наоборот, рубашка могла передать желательные и нежелательные приметы, потому ее никогда и никому не одалживали. Кроме того, на Борщевщине существовало поверье, что через нательную рубашку можно снять «сглаз», приворожить или причинить какое-то зло даже без присутствия самого человека. Старенькие люди вспоминают, что вышивальщицы роботу всегда начинали с молитвы. А потом только со светлыми мыслями вышивали, размышляя над судьбой своих детей, над чем-то хорошим и светлым.
Никогда не сердились, не оговаривали, не сетовали. Потому что считали, что негативные мысли перейдут в вышивку, а потом отобразятся на судьбе тех, кому оно назначалось. Если вышивали свадебный наряд, то пели песни о любви, о хорошей судьбе, если то шились рубашки на смерть, то и настроение было соответствующим - вспоминали тех, кто уже отошел из этого мира, пели о далекой молодости, о том, что не вернутся прошлые лета. Старые женщины при вышивании рассказывали, что якобы случались с ними или их знакомыми.
Справка о коллекционере.
Вера Григорьевна Матковская родилась в восточно-подольском городке Гайсине Винницкой области в многодетной семье. В детстве на семейные праздники или торжественные события колекционерка вместе со своей сестрой одевали вышитые мамой рубашки. Как семейную реликвию хранит семья Матковских вышитую безрукавку («горсетик»), который мама приобрела еще в 1950-х годах, отдыхая в Моршине.
Закончив среднюю школу, Вера поступила в Киевский технологический институт. Вспоминает, что тогда, в 1970-х годах, среди молодежи достаточно модно было носить какие-то элементы народной одежды: рубашки, безрукавки к джинсам или юбки. Она сама в такой одежде ходила на лекции, в театр. Особенно в почете были те, кто имел вещи из "бабушкиного сундука", но таких было очень мало. По большей части одевали современные вышитые блузки или рубашки.
Конечно, коллекция Веры Матковской появилась не сразу. Сначала, захваченная узорами на старых женских рубашках, она сшила себе блузку. Однако, увидев бесконечное разнообразие узоров и техник на старых рубашках, поняла, что лучшего не создаст, а вот шедевры женского рукоделия, которые исчезают, нужно обязательно найти и сохранить. Увлечение было подчинено, в первую очередь, финансовым возможностям семьи: на жизненной ниве бывает всякое, переживала семья и трудные времена.
Много лет отказывала себе в любых женских прихотях и радостях ради коллекционирования. Не всегда это понимали знакомые и друзья. Поэтому Вера очень благодарна своему мужчине за то, что всегда разделял и поддерживал ее увлечение. Формирование коллекции было бы невозможным без его моральной - и материальной поддержки. Доченьки также с уважением относятся к маминому делу. Как когда-то родители Веры без менторства и принуждения привили своим детям любовь к родному народу и Украине, так и супруги Матковских своим жизненным примером воспитали достойных своей Родины доченек. Людмила и Юлия современные девушки, которые придерживаются новейших тенденций в моде, однако не стесняются одевать национальный наряд и разговаривать на родном языке не только в Киеве, где они сейчас проживают, но и в других столицах мира, куда их звала учеба или решали свои служебные дела. Даже больше, им удалось "заразить" своих ультрамодных друзей, которые также уже дефилируют в вышиванках с джинсами.
В последние годы Вера Матковская активно работает на ниве возобновления вышивального промысла на Борщевщине. Она привлекает к труду женщин из Надднестрянских сел, давая им заказ отшивать давние узоры на современные мужские рубашки или женские блузы, которые потом раздаривает своим друзьям и знакомым.
Много энергии, вдохновения и любви к народному искусству вкладывает собирательница в популяризацию и развитие местных традиций вышивки. Ее рубашки бесплатно используют в концертах артисты Тернопольской филармонии, в частности, вокальное трио "Соловьи Галичины", филармонический хор. А кто из Тернополя не любовался во время концертов роскошными вышиванками учеников хоровой школы "Зоринка"! Благодаря художникам оригинальные достопримечательности из Борщевщини, а не сценические эрзацы видят во всех уголках Украины и за рубежом. Собственно в этом преимущество частной коллекции, которая таким способом может послужить людям. Рубашками из коллекции так же бесплатно пользуются студенты и самодеятельные коллективы - участники народных вертепов Тернополя и Борщевая.
Двери ее квартиры открыты для исследователей украинского традиционного искусства, художников, мастеров народной вышивки, музейных работников. Коллекцию осматривали Петр Гончар и Нина Матвиенко, после чего у Веры сложились искренние дружеские отношения с прославленной певицей. Рубашки из коллекции в настоящее время есть в гардеробе оперной примы Марии Стефюк, у артистов известного львовского дуэта "Бандурный разговор".
В 2006 году вокальное трио Тернопольской филармонии "Соловьи Галичины" выступало в Мариинском дворце на дипломатической встрече при участии Президента Украины Виктора Ющенко. Артистки, как всегда, были одеты в роскошные борщевские вышиванки из коллекции мастерицы Веры. В конце вечера Виктор Андреевич с женой подошли к девушкам. Президент, посмотрел на вышитое разнообразие цветов на полотне, сказал: "Катя, такой рубашки у тебя еще нет". Первая леди поинтересовалась у мастериц, откуда такой изысканный наряд. А за какое-то время Екатерина Ющенко на очередной официальной встрече была одетая в платье, пошитое и украшенное по мотивам традиционных борщевских рубашек. На такую модель платья жену Президента вдохновили рубашки из сборника Веры Матковской.
По-разному попадают рубашки в коллекции. Начинала покупать на базарах. Отдельные экземпляры - подарки друзей и знакомых. Иногда собирательница выезжает в своеобразные мине-экспедиции, чтобы приобрести какой-то интересный экземпляр рубашки (отметим, что не всегда хорошо сохранен). И тогда придется стирать, и чистить, и реконструировать потерянные фрагменты вышивки. Она наслаждается прикосновением к живому прошлому; через домотканое полотно, пряденные в ручную нити, огромного количества стежков, которыми можно было бы накрыть всю планету, чувствует тепло женских рук, которые сотворили такую красоту. Каждая рубашка (их уже несколько сотен) имеет свою историю, собранную и сохраненную для потомков усилиями Веры Матковской. Без ее рвения, целенаправленности, личных материальных затрат много рубашек просто бы погибли и исчезли для грядущих поколений.
Заветная мечта собирательницы - создать Музей-студию или художественную галерею, где действовали бы выставочный зал, мастерская для всех любителей завладеть традиционными приемами искусства вышивки, был открыт прокат рубашек и других компонентов традиционного подольского наряда для молодых, которые хотели бы стать на свадебное полотенце в особенной украинской национальной ноше. Ведь большинство рубашек в коллекции - свадебные, и добрая энергетика пращуров к счастью, на судьбу передастся молодым.