
В конце апреля в Киеве состоится первый международный фестиваль документального кино. «Ничего страшного, если в Украине появится еще один кинофестиваль», такими словами успокаивал своих подопечных заместитель министра культуры из кино Тимофей Кохан
оправдывая заранее новый, только что придуманный фестиваль документального кино «Контакт». Не только сотрудники Минкультуры, но и другие причастные к кино и сочувствующие резонно говорят, что фестивалей в Украине уже больше, чем фильмов, но, как заметил на пресс-конференции член оргкомитета нового фестиваля, кинокритик Сергей Тримбач, «фестиваль — это средство спасения и творение кино-культуры».
Если бы это был очередной кинофестиваль, можно было бы сомневаться в его целесообразности и скептически интересоваться, где возьмутся деньги на новое мероприятие, а фестиваль вовсе не простой: президент — известный документалист, генеральный продюсер каналов СТС и «1+1» Александр Роднянский, в оргкомитете — опытный организатор Андрей Халпахчи, самый известный украинский кинокритик Сергей Тримбач и гарант со стороны государства Тимофей Кохан. Формально и в сущности этот фестиваль будет посвящен памяти Ларисы Роднянской — директора киностудии «Контакт», человека, который за последнее десятилетие для украинской документалистики сделал или не больше всего: во-первых, фестиваль одноименен со студией Ларисы Роднянской, во-вторых, Александр Роднянский сделает все, чтобы запад был на должном уровни и достойный памяти матери, к тому же гран-при международного конкурса(5000.у.е.) будет носить имя Ларисы Роднянской.
Следовательно, решено, что первый, «рабочий» Международный кинофестиваль неигрового кино «Контакт» пройдет с 25 апреля по 1 мая 2005 года, в его рамках будут проводиться два конкурса — международный и национальный (денежные призы одинаковы в обоих) и каждый будет состоять из двух категорий: неигровые короткометражные фильмы (до 35 минут) и неигровые полнометражные. Кроме этого, на фестивале предусмотрены такие программы: Панорама украинского кино 2004—2005, ретроспективы выдающихся кинематографистов, специальные события и ретроспективы других международных кинофестивалей неигрового кино. Пока регламент фестиваля не требует эксклюзивности или «права первой ночи», в положении записано, что фильмы, которые принимали участие в других фестивалях и получили награды, могут быть предложены в конкурс. Бюджет «Контакта», за предыдущим обсчетом, составляет 100 тысяч долларов, его доходная часть будет состоять из взносов соучредителей — телеканала «1+1», Фонду неигрового кино имени Л. Роднянской, Министерства культуры и искусств (четвертый соучредитель — Союз кинематографистов — будет поддерживать морально и творчески) и спонсорских денег.
В мире не так много фестивалей неигрового кино, но популярность документалистики резко повысилась после коммерческого успеха фильма Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту», который собрал в мировом прокате 220 миллионов долларов. Скажем, нынешняя «Молодость» также планирует открыться двухчасовой документальной лентой Ежи Гоффмана «Украина». К тому же, если в советские времена до художественных фильмов киностудии имени Довженко были замечания, то работы документалистов из «Укркинохроники», «Киевнаучфильма» всегда считались самыми качественными. «Фестиваль документального кино — это не гламурное событие, это социальное, общественное, философское высказывание. И «Контакт» не должен отражать лишь тенденции в нашем кино или в мировой документалистике, это значительно более глубокие рефлексии, и я надеюсь увидеть на «круглых столах» в Киеве интеллектуалов — политологов, социологов, культурологов», — сказал Александр Роднянский.
Сам Роднянский, который имеет три «Ники» и номинацию на «Феликс» за свои документальные работы, в одном из интервью говорил, что скоро собирается сделать неигровую картину и его операторы снимали события на площади Независимости. На пресс-конференции Александр Ефимович заявил, что это в любом случае не будет фильм об оранжевой революции, для него документалистика — это способ выяснить отношения между собой и внешним миром, это эсеистика, и, чтобы приступить к такой работе, нужно оставить все другое, в частности и тяжелый труд продюсирования. А Роднянский-продюсер занят в настоящее время интересными и не попсовыми проектами. Оказывается, он способствует попаданию на Берлинале картины Александра Шапиро «Путеводитель», на Берлинале он также продвигает ленту Александра Сокурова «Солнце» — заключительную часть трилогии о власти и ее носителе, японском императоре Хирохито, занимается дебютом Федора Бондарчука «Третья рота» и еще четырьмя фильмами, три из которых — дебюты. На «карандаше» у Роднянського-продюсера 4 украиноязычных проекта на «1+1», наверное общих из Минкультуры, и вообще главный вектор его продюсерской работы — поиск дебютантов и молодых кинематографистов.
В регламенте фестиваля «Контакт», какой президент фестиваля, очевидно, к пресс-конференции не видел, записано, что гран-при конкурса — это 5000 у.е. и статуэтка «Золотой померанцев». Когда кто-то из журналистов забросил организаторам конъюнктурность символа, господин Роднянский, согласно неписаным правилам топ-менеджмента, легким движением брови выразил такую порцию удивления и непонимание, которое в президиуме учтиво «залопотало крыльями» и заверило продюсера и президента, что это так, сырое решение.
По словам Андрея Халпахчи, в настоящий момент оргкомитет ведет переговоры с кинотеатрами «Ультрамарин», «Октябрь», «Орбита», чтобы фестивальную документалистику можно было увидеть за символическую плату в удобных диванах и на большом экране.
Валентина КЛИМЕНКО