
Янукович вдвое увеличил размер Шевченковской премии — до полумиллиона гривен. А Шевченковский комитет обнародовал «короткий» список претендентов на лавры.
Несмотря на экономический кризис, Президент Янукович поручил правительству вдвое, сравнительно с прошлым годом, увеличить размер главной художественной премии государства. Следовательно, в 2014-ом, на 200-летие Тараса Шевченко, лауреатам дадут по 520 тысяч гривен. Сумма немалая, а это значит, что и борьба за звание должна быть более жестокая. В третий тур члены жюри Шевченковского комитета среди авторов 56 творческих работ отобрали 11. В номинациях «Кинематография» и «Народное и декоративно-прикладное искусство» не прошел ни один из претендентов.
Больше всего дискуссии продолжаются вокруг номинантов по литературе и изобразительного искусства. Молодой писатель Андрей Любка говорит, что если бы его воля, то дал бы премию Константина Москальцу, «но только ввиду того, что он очень бедный». По словам Любко, эта премия дискредитирует личность. Ее дают за «наработку» заслуги, а не за книгу или произведение. «Никто из молодых ее не получил. Жюри формирует власть, там всегда 51%, то есть большинство, в руках номенклатуры. В жюри входят члены союзов, директора театров, то есть должностные зависимые люди», — объясняет Любко и добавляет, что и принципы выдвижения тоже бюрократические.
«Я против государственных премий вообще. По крайней мере государство не имеет права назначать членов жюри. В Австрии и Польше нет государственных премий. Там министерство культуры выделяет деньги, скажем, Национальной библиотеке, а та уже и создает премии», — рассказывает молодой писатель, который часто бывает на стипендиях в разных странах. У Андрея Любки как одного из успешных представителей молодого поколения литераторов есть своя модель премии. «Жюри должно формировать профильное профессиональное учреждение, но обязательно из авторитетных людей. То есть Национальная библиотека, например, формирует жюри, у него входят публичные интеллектуалы, директора трех самых больших книжных магазинов, известные книжные критики, два-три писателя, которые уже безразлично относятся к премии, — скажем, Костенко и Андрухович, переводчики».
Музыковед Юрий Чекан настаивает: государственные премии должны присуждаться индивидуально. «Вспомним Римскую премию, — рассуждает господин Чекан. — Композиторы, например французские, работали за то, чтобы получить Римскую премию. Они приезжали в Рим, жили там, ходили в музеи и писали свои произведения. Они были заинтересованы в получении Римской премии, потому что тогда имели обеспеченную жизнь и на определенное время не думали, где заработать на кусок хлеба, а имели возможность создавать. Вспомним основанную Беляевым Глинконскую премию, которую присуждали до 1917 года. Тот же Скрябин получал эту премию, и за нее мог год жить. Творчество — всегда индивидуально. Когда получает премию «колхоз», тогда все становятся лауреатами Шевченковской премии. Но реально для будущего творчества по деньгам эта премия ничего не дает. На сегодня у нас есть Анатолий Соловяненко младший, главный режиссер Национальной оперы Украины, лауреат Шевченковской премии 2011 года за постановку оперы Беллини «Норма». Он ее получил как в «колхозе». А теперь об этом везде пишет и очень хвастается. Я считаю, что премия должна быть индивидуальная, а для творческих коллективов нужные гранты Президента, Кабмина, Верховной Рады, которые будут давать им возможность работать и делать качественный художественный продукт».
А критике арта не нравится, что Шевченковский комитет с года в год выбирает преимущественно пожилых людей. И дело даже не в годах, а в энергии их мыслей и произведений. «Возможно, эти люди и заслужили — но высокую пенсию, а не государственную премию. Премии должны подталкивать талантливых людей к следующему витку деятельности, а не к могиле», — рассуждает искусствовед, которая пожелала не афишировать свое имя. К слову, в этом году на Шевченковскую премию претендуют 72-летний Любомир Медведь и 75-летняя Людмила Мешкова. И если маляра Медведя в художественных кругах уважают за то, что он сумел остаться интересным, то о керамической живописи Мешковой немногие отзываются положительно. В 2013-ом юбилейную выставку Мешковой посетил Азаров и вручил ей орден «Княгини Ольги» второй степени. Но хотелось бы, чтобы лауреатами стали действительно достойны, в которых еще есть время и воодушевление создавать, и, чтобы преемникам не было стыдно подаваться на высшую государственную награду. Раз она уже у нас есть.
В то же время доктор искусствоведения Юрий Чекан отмечает высокий класс одного из шевченковских номинантов в «своей» области — оперу «Летучий Голландец» Вагнера, поставленную в Донецком театре оперы и балета. «Это лучшая постановка за годы независимости Украины, — уверен музыковед. — Когда я учился еще в музыкальном училище, то был на постановке Вагнера «Тангейзер». С того времени Вагнера в Украине не ставили. «Летучий голландец» поставлен на чрезвычайно высоком уровне. Это первая причина, почему опера заслуживает Шевченковскую премию. Она сочетает художников из разных стран: дирижер-постановщик Михаил Синькевич из Мариинского театра Санкт-Петербурга, режиссер-постановщик Мария Курочка с Германии, художники-сценографы Момме Хинрихс, Торге Мьоллер тоже из Германии. Государство должно поощрять подобные проекты. Это вторая причина. И третье заключается в том, что на постсоветском пространстве, в частности в Украине, разрушена гастрольная деятельность. Все хотят ехать с постановкой только за границу. А с этой оперой ездили по Украине, ставили ее в Донецке, Киеве, Львове, Одессе, Днепропетровске. Это очень сильная художественная акция, которая объединила Украину.