В Киеве прошел VІ Международный фестиваль моноспектаклей. Наши актеры давно привыкли, что театральные фестивали, которые происходят в Украине, некоммерческие. За участие в них не платят ни копейки.
Министерство культуры для служителей Мельпомены в лучшем случае — моральная поддержка. И было бы странно, если бы VI Международный фестиваль моноспектаклей «Отголосок» обратил на себя внимание министра культуры. Конечно, что такое популярные актеры из всего мира (Македония, Армения, Бельгия, Германия, Латвия, Сербия, Эстония, Россия), когда у Оксаны Владимировны окопная война против Киностудии им. Довженко и Русской драмы.
И это ничего, что самая популярная болгарская актриса Совет Джуричин живет в скромной трехзвездочной гостинице «Предслава», что списки гостей фестиваля придется сокращать. Ведь, сознается директор «Отголоска» Нина Мазур, иностранцев физически нельзя удержать в Киеве больше пяти дней — финансовая возможность не позволяет достойные гостиницы. А наибольшая проблема — помещение. Уже шестой год фестиваль прислоняется в театре «Колесо». И в который раз в восемьдесят мест пытаются запаковаться орава режиссеров и актеров с женами и детьми, журналистов со штативами и проводами и десятка со три студентов.
Однако фестиваль «Отголосок» — единственный от Украины член Международной сети фестивалей one-man-show. Поэтому директора заграничных монофестивалей ежегодно посещают «Отголосок» и отбирают лучшие спектакли для показа в своих странах. Правда, Киев в этом году ничего нового не выдал. Режиссер Молодого театра Михаил Конечный готовил работу на «Отголосок», но не уложился в срок. Известен днепропетровский Театр одного актера «Крик» еще несколько лет назад пригласил поднебесные гонорары, чем заказал себе дорогу на фестиваль.
Были заявки из Хмельницкого и Севастополя, но, как говорит директор фестиваля, они не прошли «кастинг». Поэтому «Отголосок» открыло хорошо «подлежалое» представление «Чудо Пиаф» (режиссер-постановщик Димо Димов, актер — директор и художественный руководитель «Колеса» Ирина Клищевская). 21 апреля в Киевском театре для детей и юношества под аккомпанемент симфонического оркестра свою версию пушкинской «Метели» озвучили режиссер, народный артист Украины Николай Мерзликин и актер Виталий Савчук. 22 апреля в Театре русской драмы в который раз прошел «Балл Господний» (постановка — Ольга Гаврилюк, актер — Евгений Лунченко).
Авторских спектаклей в этом году три. Африканец Феликс Кама привез представление «Где лучше. Мои наилучшие воспоминания». Феликс не знает украинского языка, потому переводчиком у него режиссер, который работает в Германии, — Андрей Критенко. О Феликсе Андрей говорит: «У моего товарища есть еще одно имя. «В оригинале» он зовется Bekolo Mam Me Si, что значит «Говоришь — хорошо, молчишь — еще лучше». Впервые мы встретились в 1995 году в лесу за замком «Одиночество». Мы оба были стипендиатами художественной Академии «Шлосс Солитюд». С того времени так сработались, что не расстаемся уже десять лет. А разница между нами — гигантская. Феликс — королевского рода и родился в джунглях. А я — на подоле, в семье балерины и актера. И в то время, когда Феликс игрался атрибутами своего папы, я делал своему папе лысину, чтобы он мог в театре сыграть Ленина».
Рижский режиссер Роландс Загорскис, который прославился своим театром-кабаре «Гамлет», привез представление «Генерал и Сударыня». Молодая бельгийская актриса Вероники Лемер сыграла вычурный спектакль «Манон — 45 кг — 7000 кв. м». Сценарий для моноспектакля написала Вирджиния Тирион. Людмила Усова, художественный руководитель Театра камерной музыки «Академия солистов» (Россия, Пенза) приехала из «Комитас». Представление посвящено жизни и творчеству армянского композитора Комитаса. Много из его произведений Усова прочитала впервые. Потому что в те времена, когда Комитас творил, музыка записывалась в другой знаковой системе.
Большинство же режиссеров привезли лучшие образцы мировой литературы и драматургии. Македонские режиссер Иван Поповски и актер Байруш Мьяка, о которых критика говорит, что они и дышат вместе, приехали с «Записками сумашедшего» по Гоголю. Кстати, все представления, поставленные Поповски, вошли в русскую Энциклопедию важнейших театральных событий за последние 50 лет. Армянская актриса Лала Мнацаканян и режиссер Альберт Мкртчян поставили «Любовный сказ мужчине, который сидит в кресле» за Маркесом. Ведущий актер ереванского драмтеатра Ованес Бабаханян вместе с режиссером Акопом Казанчяном, как и много их коллег, обратились к теме «Контрабаса» Патрика Зюскинда. Совет Джуричин срежиссировал свое представление «Екатерина Ивановна» по «Преступлению и наказанию». Эту же тему нарушил и Вячеслав Рыбников (Эстония, Таллинн, Русский драматичный театр «Глагол»). Его «Семен Захарич» в первый раз был показан на VIII Международном фестивале произведений Достоевского и получил награду «За лучшую мужскую роль». Жюри «Семен Захарич» «взял», по-видимому, своей необычностью. Представление решено в форме уличного театра. Рыбников появляется перед зрителями со свечой в руках и под музыку шарманки обращается к прохожим со сказом. Актер общается с зрителями, и они таким образом становятся действующими лицами представления.
Председатель жюри Валерий Хазанов, президент Международной ассоциации монофестивалей (ЮНЕСКО), говорит, что в первую очередь обращал внимание на личность актера во всех ее проявлениях. Но гран-при не дал никому. Приз «За лучшую женскую роль» взяла Ирина Клищевская. «Лучшую мужскую роль» сыграл Вячеслав Рыбников. «Лучшее авторское представление», как оказался, было у Феликса Ками. Приз «За лучшее прочтение классики» получил Байруш Мьяка.