
Период появления украинских музыкальных народных инструментов. В этой статье мы рассмотрим художественные, исторические достопримечательности, археологические материалы, летописи, народное творчество и художественную литературу о музыкальных инструментах Украины. Остановимся на короткой характеристике некоторых из этих источников.
Особенную ценность для исследователя инструментария Киевской Руси имеют фрески на башнях Софийского собора. На них изображенные исполнители на отдельных инструментах и целые инструментальные ансамбли, а также танцоры, акробаты и другие лицедеи, которые выступали перед народом еще с начала XI ст. Этот достоверный документ далекого прошлого свидетельствует о высокой музыкальной культуре восточных славян, дает определенное воображение об их инструментах и оркестровой практике.
В современном мире для того, чтобы услышать всю полноту инструмента используют различные акустические системы, они воспроизводят звуковые волны на больших мощностях, купить акустическую систему можно на сайте Интернет магазина звукового оборудования upsound.com.ua.
Изображение исполнителей на народных инструментах (преимущественно скоморохов) встречаем в летописях, азбуковниках, старинных толковых словарях, в книгах религиозного содержания и особенно на лубочных картинах XVIII ст. Здесь можно увидеть гусляров, лирников, гудошников, волынщиков, горнистов, трубачей, исполнителей на разных ударных инструментах (в первую очередь бубнах и тарелках). Отдельные наблюдательные авторы оставили также зарисовки небольших за составом инструментальных ансамблей. Печатные источники о музыкальных инструментах на Украине появляются только в XIX ст. На страницах журнала «Киевская старина» можно натолкнуться на скупые сообщения о бандуристах или лирниках, о казацкой полковой музыке, прочитать описание того или другого инструмента (преимущественно бандуры, лиры и свирели).
Настоящее глубокое и всестороннее изучение украинских народных инструментов связано с именем основоположника украинской классической музыки Николая Витальевича Лысенко. В 1874 г. он опубликовал большую статью «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем», что вышла отдельным изданием в 1955 г. В этом труде основное внимание исследователя сосредоточено на детальном рассмотрении репертуара кобзаря О. Вересая. Сведений о народной инструментальной практике здесь мало. М. В. Лысенко нашел необходимым детально описать только бандуру. И все же настоящая статья положила начало науки об украинском народном инструментарии.
Через шестнадцать лет (1890) вышел в свет капитальный труд известного русского исследователя О. С. Фаминцина «Гусли — русский народный музыкальный инструмент». В нем, кроме старославянских гуслей, автор рассматривает цимбалы, которые одновременно являются и украинским народным инструментом. Принципы методики О. С. Фаминцина, примененные при анализе исторических материалов, как и характер описания инструментов, не потеряли своего значения и в наше время. В 1891 г. появился еще один капитальный труд О. С. Фаминцина «Домра и сродные ему музыкальные инструменты русского народа». В ней автор на широком историческом фоне детально рассматривает кроме домры, балалайки и гитары также кобзу, бандуру и торбан — уже сугубо украинские национальные инструменты.
Труды Фаминцина привлекли внимание творческой интеллигенции к народным инструментам, усилили изучение их в России и на Украине. Во львовском журнале «Заря» за 1894 г. появляется целая серия статей М. В. Лысенко (за подписью «Боян») об украинских народных инструментах. Настоящие статьи переизданы в 1955 г. отдельной книгой под названием «Народные музыкальные инструменты на Украине». Не все украинские инструменты рассматривает знаменитый Боян. Но значение этого исследования для дальнейшего изучения народного инструментария трудно переоценить. Собственно, это был первый труд на Украине, который давал читателю более-менее полное воображение о зарождении и развитии музыкальных инструментов нашего народа. В 1903 г. известный украинский фольклорист и этнограф Порфирий Демуцкий выдал сборник кантов и псалмов, записанный им от лирников, и назвал этот сборник «Лира и ее мотивы». Опираясь на материалы М. Лысенко об этом инструменте, П. Демуцкий углубляет его новыми данными.
Много ценных материалов об инструментах восточных славян вообще и об инструментах русского и украинского народов дает в своей книге «Очерки по истории музыки в России» (том I, выпуск 2, 1928) известный русский историк-музыковед М. Финдейзен. Это — широкий обзор старинных русских народных музыкальных инструментов, среди которых находим сведения и об украинских инструментах: волынку, лиру, кобзу, торбан, дримбу и тому подобное. Здесь говорится и об отдельных однородных и мешаных инструментальных ансамблях, начиная от групп скоморохов и до оркестров XIX ст.
Большой обобщающий труд «Музыкальные инструменты украинского народа» известного украинского писателя, искусствоведа и чудесного бандуриста Игната Хоткевича вышел в свет в 1930 г. Эта книга, где глубоко и всесторонне освещенная история украинского народного инструментария, способствовала развитию народной инструментальной практики во времена Советской власти на Украине, в частности созданию новых художественных коллективов — ансамблей и капелл бандуристов. Талантливый исполнитель-бандурист, Игнат Хоткевич создает учебник игры на бандуре, выводит этот инструмент на профессиональную сцену, словом и делом помогает организовывать оркестры украинских народных инструментов. По его инициативе был создан в конце 20-х годов известный оркестр клуба «Металлист» в Харькове, о чем детально будет сказано дальше. Своими книгами и концертной деятельностью Хоткевич активно влиял не только на возрождение украинских народных инструментов, но и на внедрение их в инструментальную практику народа и исполнителей-профессионалов. Это, в свою очередь, вело к усовершенствованию их и созданию новых типов.
За время после выхода трудов Г. Хоткевича в развитии народного инструментария случились кардинальные изменения. Большая Октябрьская социалистическая революция создала благоприятные условия для развития профессионального и народного искусства, в частности музыкального. Освобожден от социального и национального гнета, украинский народ создал сотни песен, танцев, сказок, поговорок и тому подобное, в которых очертил величие борьбы за власть Советов, героическую, преисполненную романтики труд строителей социалистического общества. Чтобы удовлетворить практические потребности музыкантов-профессионалов и тысяч участников художественной самодеятельности, интенсивно развивался музыкальный инструментарий украинского народа.
Любимые на Украине национальные инструменты — бандура, цимбалы, свирель — благодаря кропотливой работе советских мастеров-инструменталистов испытали существенное усовершенствование: расширены семьи этих инструментов (созданы бандура-альт, бандура-бас, бандура-контрабас, цымбалы-альт, цымбалы-бас, свирель-прима, свирель-альт, свирель-баритон, свирель-бас и др.). Они входят в ансамбли и оркестры украинских народных инструментов, которые сопровождают многочисленные профессиональные и самодеятельные коллективы или существуют как отдельные художественные единицы. Среди них наиболее известные Государственная заслуженная капелла бандуристов УССР, оркестры Государственного заслуженного украинского народного хора им. Г. Г. Веревки, Государственного заслуженного ансамбля народного танца УССР, Государственного заслуженного закарпатского народного хора, Государственного буковинского народного хора, Государственного гуцульского народного хора, заслуженная капелла бандуристов Дворца культуры завода им. Дзержинского Днепропетровской области, капелла бандуристок Полтавского городского дома культуры и много других художественных коллективов.
В музыкальном быту украинского народа есть еще много самых разнообразных относительно состава инструментальных ансамблей и оркестров. Среди них значительное место занимают народные духовые оркестры. Эти ансамбли и оркестры также используются для сопровождения хоровых коллективов, выполнения танцевальной музыки и отдельных народных инструментальных пьес. Наиболее известные из них — это оркестр украинских народных инструментов в Мельницы-подольской Тернопольской области, оркестр народных инструментов Октябрьского Дворца культуры в Киеве, оркестр народных инструментов Украинского радио и телевидения, оркестр народных инструментов села Наталиного Красноградского района Харьковской области и другие коллективы.
Во второй части книги, посвященные характеристике инструментальных ансамблей, оркестров и капелл бандуристов, рассматривается также духовой народный оркестр, который приобрел широкую популярность после Великой Октябрьской социалистической революции. По составу он напоминает небольшие военные духовые оркестры, потому что у него входят трубы, тенор, баритон, бас, кларнет, флейта, барабан, тарелки и другие инструменты. Но эти духовые инструменты не рассматриваются в данном труде. Мы отсылаем читателя к специальной литературе, которая даст ему полное воображение об истории развития военных духовых оркестров и их исчерпывающую характеристику.
Среди духовых оркестров существуют еще и самодеятельные, возглавляемые опытными руководителями. Основу их репертуара представляют произведения, выполняемые военными духовыми оркестрами, — гимны, марши, увертюры, сюиты, танцевальная музыка. Они также сопровождают хоровые коллективы.
Народные же духовые оркестры, возглавляемые музыкантами-любителями, играют в основном украинские народные танцы, марши и разнообразные пригри. Значительная часть этих пьес создается участниками оркестров, их творческая работа детально рассмотрена в труде.
Задание этой книги — даты характеристику основным народным инструментам, инструментальным ансамблям и оркестрам, которые бытуют на Советской Украине. Особенное внимание уделено инструментам, усовершенствованным советскими мастерами.
Изложенный здесь материал можно использовать в музыкальных учебных заведениях, на музыкальных кафедрах педагогических институтов, а также в творческой работе профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов.