
Художник — смельчак, который нагло взялся за Божье дело создания мира, — эта сентенция поневоле вспоминается, когда оказываешься лицом к лицу с теми удивительными виденьями, языками хрупких пластин слюды, между такой знакомой реальностью и, казалось бы, совсем близким, приближенным через какой-то отчаянный, неистовый прорыв воображения, другим миром — очевидно, именно тем странным источником света, который дает энергию этим широким пастозным мазкам.
А может, именно тот мир и является настоящим? А этот — как горизонт — только зримое окончание в бесконечности, настоянная на ностальгических ароматах земного разнотравья, что их так плотно держит самая первая память, где радость разбавлена горечью, а ни с чем несравненное наслаждение — болью?
Тяжелые, на первый взгляд, случайные и уж слишком смелые рельефные мазки Художника просто на глазах приобретают легкость, становятся безудержными, летучими, разбрызгивая животворный свет на лету, наполняя им пространство полотна... и души. Мир, поднялся из первобытного хаоса, из стихии цветов, из дикой деструкции, просто на глазах рождает танцующую звезду.
* * *
Мы сталкеры на собственной Родине. Лина Костенко
Однако Анатолий Марчук, по-видимому, как никто другой в наше время, знает: мало родить в себе танцующую звезду — должен всю свою жизнь ее оберегать, стать сторожем своего творения. В настоящее время, в этом вне времени, когда забыто и растоптано выстраданную в беспросветных временах лишений — еще совсем недавно так пристрастно декларируемую — идею украинского возрождения, когда вирус продажности поразил все сферы общественной жизни, когда на глазах украинская земля выскальзывает из-под ног, перетекая в большие карманы сильных мира сего, когда хочется кричать от близлежащего хаоса, деструкции, собственного бессилия... Не удивительно, что все меньше отыскивается любителей взять на себя эту миссию.
Сегодня и незрячий увидит: украинский мир катастрофически сужается, украинский мир утонул в разочаровании. Однако «спасительные» «коллективные творческие» на пороге самоуничтожения, как и констатация «этнической деформации», которая граничит с садо-мазо, не приемлемые для Анатолия Марчука. «Блаженные кроткие, потому что землю унаследуют они» — это о нем. И пока есть такие «блаженные, кроткие», до тех пор есть просвет для Надежды — даже при нынешней ситуации, когда все поставлено с ног на голову.