
Среди семи финалистов программы "Партнеры в образовании — директорский элемент", которую организовали американский совет из международного образования, посольство США в Украине, Министерство образования нашего государства. Единственным представителем из Волыни была директор Нововолинской специализированной школы I-III ступеней № 1, депутат горсовета Надежда Купчик. После возвращения из США Надежда Ивановна поделилась впечатлениями.
— Вместе с нашей делегацией из Украины в США находились педагоги из Средней Азии, Грузии, Азербайджана. Основным спонсором поездки стал Государственный департамент США,— начала свой рассказ Надежда Купчик. — У меня после поездки кардинально изменилось представление об американском ученике, которого я раньше представляла как ни очень воспитанного. Нас встречали приветливые, культурные дети. Каждая школа носит чье-то имя. В школе имени Томаса Джефферсона, что в штате Вирджиния, большое восхищение вызывали суперсовременные классы и лаборатории, спортзал, который занимает четыре этажа. Мы очень много уделяем внимания эстетике классов, стендам. Там этого нет. Но из оформления коридора, класса дети сами защищают свои проекты. И это очень престижно.
— Вы бывали в школах какой формы собственности?
— Благодаря программе «Партнеры в образовании», я могла своими глазами увидеть, как проходят обучение американские дети. В Америке мы посещали преимущественно государственные школы. Хотя частные и чартерные (смешанные) — составляют всего небольшой процент, таких всего пять процентов. В государственных школах учеба бесплатная, учебники — тоже, но работают с ними лишь в классах. Дома пользуются так называемыми электронными учебниками, у каждого дома есть компьютер. Там разделены начальная, средняя и старшая школы, и находятся они в совсем других помещениях.
— А каким образом у них построена профильная учеба?
— В этой стране очень широко развита система выбора в старшей школе. Дети в 10-11 классах выбирают гуманитарный или математический профиль. Хотя, кроме этого, в них есть еще целый список обязательных предметов. Мы химию изучаем три года, а они — один год. Но вместе с тем на углубленных курсах они, имея отличную материальную базу, могут основательно изучать тот или другой предмет.
— Какими являются в Америке отношения учитель — ученик?
— Должна сказать, что они достаточно лояльны. Ученик может встать среди урока и выйти, никому ничего не объясняя. Школьникам-начинающим не запрещают играть на уроках, не мешая другим. Хотя в старших классах старательно учатся все, кто хочет получить знание и вступить в высшую школу. Кто не хочет учиться — документов о среднем образовании, куда, кстати, не заносятся оценки, не получит. Но в целом программа учебы очень насыщена. Те дети, которые хорошо учатся, очень занятые. Нагрузка учителей в США — 25 часов в неделю, у нас — 18. Наполняемость в классах приблизительно одинаковая.
— А какое существенное отличие между американским и украинским учителем?
— Во-первых, готовясь к урокам, мы, как правило, обкладываемся разной справочной литературой, что бы ребенку донести максимум информации. Американский учитель пытается, чтобы ученик сам добывал эту информацию, умел пользоваться справочным материалом, работать над собой. И, конечно, зарплата, она в разных штатах разная. С образованием бакалавра — 35 тысяч долларов в год плюс страховка. Директор школы в среднем получает сто тысяч долларов.
— Неужели у них нет проблем в образовании?
— Почему же нет. В американских школах действует, например, программа, выданная Джорджом Бушем, "Ни одного отстающего". Она предусматривает ежегодное государственное тестирование из обязательных предметов. В каждом штате есть свои центральные офисы, которые руководят образованием и которые производят эти тесты. А в конце изучения предмета проводится государственное тестирование. На основе результатов делают соответствующие выводы. Если, скажем, они низкие, применяются жесткие меры — меняется педагогический коллектив и директор школы. Если видят, что школа имеет перспективу относительно улучшения работы, то центральный офис определяет из числа профессоров университета данного штата помощников-консультантов. Мы спросили: "Если результаты тестов, это определяющий критерий деятельности школы, то нет ли у вас фальсификаций"?. Американцы долго не могли понять содержания этого слова. А потом отметили: если подобное случается, то это большой позор, после чего данному педагогу никогда уже не работать в просветительской отрасли.
— Надежда Ивановна, что знают об Украине в Америке?
— Там, где мы бывали, о нашем государстве рассказывали как о таком, где состоялась оранжевая революция. Во многих школах изучается до 17 иностранных языков, но, чтобы изучали украинский или русский, я не слышала.