В Национальном художественном музее открылась выставка Константина-Вадима Игнатова. Имя Константина-Вадима Игнатова хорошо известно не только украинской критике, но и знатокам украинской живописи за рубежом.
Потому что свободолюбивый, самобытный, а еще — парадоксальный. Потому что персональные выставки были в Москве (1977, 1992), Аахене (1993), Бостоне (1993), Нью-Джерси (1995), Брюсселе (1995, 1998), Гарварде (2002), Лос-Анджелесе (2002), а некоторые произведения сохраняются в частных коллекциях Канады, Израиля, Голландии, Германии и других стран мира. Потому что игнатовский абсурдный мир близок и понятен далеко не каждому, поэтому критикуемый в 2004 году автору — семьдесят. Этому и посвящена его экспозиция в «важнейшем» музее Украины, которая открылась днями.
Выставка представляет живопись художника периоду 1980—2000 лет. «Хотя автор и молодой душой, прошел он тяжелый жизненный путь. Вы сами понимаете, что тогдашнее искусство росло в вакууме, недоставало свежего воздуха. Невзирая на это Константин-Вадим писал всегда то, что хотел. В этом — свобода его произведений», — сказал, открывая выставку, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, искусствовед Анна Заварова. «Если непременно нужно ответить на вопрос, о чем это искусство, скажу: о бессмысленности, неумолимой жестокости бытия. И о его яркой, праздничной, легкой красоте. Но разве не об этом все искусстве?». Картин и в самом деле много — классика: «Натюрморт с лимоном» (2000), «Подсолнухи» (1995); античные мотивы: «Орфей» (2003), «Сирены» (1992), «Смерть Антеона» (1998); город: «Русанивка» (1967), «Голубые дворники» (1991) и волшебная и актуальная «София жаркого дня» (1995).
Родился Вадим Николаевич в Харькове, потом учился в Киевской художественной школе под руководством Л. Григоръевой, В. Денисова, Б. Носова и Киевском художественном институте в К. Зарубы. Вот как вспоминает молодость художника его друг Давид Боровский: «Представьте: 48-й год, художественная школа, нам — 14-15 лет, в классе — 11-12 учеников... Самый талантливый среди них — Игнатов. Самый свободный среди них — Игнатов. Он делал то, что хотел и как результат — выставка в Национальном музее».
Константин-Вадим долгое время работал с издательством «Радуга» и проиллюстрировал свыше 100 книжек, на которых росли поколения. Об этом — искусствовед Олег-Сидор Гибелинда: «Лучшая часть моего детства прошла под лозунгом его книжек! Жаль, что отрасль книжной графики в настоящий момент запущена. Он — художник художественных парадоксов, но говорить о его произведениях — это высушивать их плоть. Нужно видеть...» Желающие осмотреть имеют время до 29 августа.
Дарья ГОРОВА