Выпускник театрального института — человек почти бесправный. Поскольку из воли режиссера должен, как правило, лет из пять играть какую-то шестую зайку в третьем ряду — это называется «набираться практического опыта».
Следующим звеном творческого восхождения будет мини-роль из категории «Кушать подано»... Словом, к Гамлету или Эдипу в театре доживают не только самые талантливые, но и самые выносливые. Молодым франковцам в этом плане посчастливилось просто несказанно — их не только пригласили к этому легендарному театру, но и благословили на полноценное творчество. Днями режиссер Александр Белозуб вместе с пятью молодыми актерами Театра имени Франка презентовали премьеру «Охотники за снами». Жанр представления определенно как «Ритуальные фантазии», а толчком к этой необычной постановке стал Милорад Павлин и его «Хазарский словарь».
Сербский поэт и прозаик Павлин является одним из самых загадочных литераторов ХХ века — на этом определении сошлась литературная критика, с ним соглашаются и многочисленные почитатели его творчества. Специалист из истории сербской литературы XVIII — XIX веков, сербского барокко и символизма. Именно Павлин перевел сербской Байрона и Пушкина, в течение многих лет выкладывал в европейских университетах. Написал шесть романов, в том числе и «Хазарский словарь», одна из тем которого так заинтересовала Александра Белозуба.
Представление, которое играют Ярослав Гуревич, Татьяна Михина, Павел Пискун, Анжелика Савченко и Дмитрий Чернов, получило название «Охотники за снами». Хазаров называют сном, который приснился цивилизации. Известно, что хазары учредили могучее царство и исповедовали неизвестную нам религию, от хазарской культуры ничего не осталось, отсюда — и «ритуальные фантазии». Понятных слов в этом действе — буквально несколько. Рефреном звучала мысль о том, что не стоит никому рассказывать о своем сне, потому что он состоится не с тобой, а с тем, кому ты его расскажешь. Были попытки научить собравшихся искусству наблюдать за человеческой душой тогда, как она открыта. Предостережением звучала другая мудрость — о том, что когда ты спишь, любовь проходить мимо тебя, когда просыпаешься — ее уже нет. При достаточно добротной режиссуре это представление, как по мне, очень напоминало набор упражнений для тренировки актерского мастерства: каскад этюдов, пантомима, акробатика... Актеры от зрителей отгорожены сеткой-вуалью, они демонстрируют просто блестящую физическую форму, даже прыгают в горизонтальном положении. Люстра затянута бело черной тканью, на потолке подвешенные ключи (по-видимому, от неба)... Но невзирая на красивую картинку ощущения того, что ты как-то абсолютно случайно попал в закулисное царство, где актеры демонстрируют свои возможности и стремятся произвести достойное впечатление на руководство театра, режиссеров, не оставляло в течение всего представления. (Это — просто факт, ни без каких позитивных или негативных намеков.)
Представление «Охотники за снами» на Малой сцене Театр имени Франка планирует занести к своему постоянному репертуару. Художественный руководитель театра Богдан Ступка говорит, что считает этих актеров своими детьми. «Я слежу за их судьбой, потому что я взял их в театр, и я обязан их проталкивать, — говорит Богдан Сильвестрович. — За молодыми — судьба театра, о них должны заботиться. Талантливым нужно помогать, а бездарные сами пробьются».
Не знаю, помогал ли кто-то Александру Белозубу, но этот молодой режиссер в настоящее время сам может составить протекцию начинающим. Сам он работал из Жолдаком в «Трех сестрах» и «Кармен», за год самостоятельной работы в Национальном академическом театре им. Ивана Франко поставил три представления. Одна из них, «Отец» за одноименной пьесой Августа Стриндберга, была отмечена «Киевской пекторалью». Летом, когда в Украине наступает затишье в театральной жизни, много работает за рубежом. Считает, что успех нужно заслужить работой, «ежедневной, напряженной». Наверное, такой, которую сделали молодые франковцы, готовя это ритуально фантастическое охота за снами.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ