
Что означают традиционные символы Рождественской Кутьи. КУТЬЯ - это постное кушанье, символ единения с Богом и миром умерших. Вареная пшеница с медом и маком - акт жертвы Богу, сакральная часть святого ужина.
В давние времена готовили кутью с медом для оглашенных (те, кто готовился принять крещение в день Рождества Христового, постились, а после крещения пробовали мед - символ сладости духовных даров).
ДИДУХ - первый или последний послежатвовый сноп. Символ семейного благосостояния, связное звено между поколениями рода. В дохристианские времена олицетворял божество, опекуна человеческого сообщества, прадеда. Ставили дидух в красном углу - месте в восточном углу жилища, где была икона. Считалось, что именно на этот сноп (символ прапредка) слетаются души, которые приглашают в эти праздничные дни на святой ужин.
СЕНО - им стелили пол на сочельник под столом (именно там детвора кудкудахкала: «Кво-кво, завтра Рождество»; делалось это для того, чтобы куры неслись на следующий год), символизирует ясли, где родился Иисус Христос. На сено клали и обрядовый хлеб.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХЛЕБ - символ новорожденного Христа. На Рождество выпекали несколько разновидностей хлеба. Это был и обычный хлеб, который потребляли во время ужина, и обрядовый, что хранился в течение всех Рождественских праздников.
Иногда во время замеса теста добавляли свяченую воду. Перед выпеканием такой хлеб помечали головкой мака или оттиском стакана со смоченными в масле краями. На Подоле такой знак называли "душой". Этот хлеб символизировал единство поколений рода и заместительство предков. Обязательным был кныш - круглый каравай с маленьким хлебцом сверху - для душ умерших. Отдельно выпекали хлеб для скота, ведь считалось, что в этот день он говорит с Господом. Производили его из двух валков теста, которые скручивали жгутом, придав ему формы подковы, клали на горшок с кутьей. Символизм обычая кормить скот хлебом в том, что он своим дыханием согревал новорожденного Исуса.
Коляда - колядами или колядками называются праздничные Рождественские старинные песни, которые провозглашают и распространяют между народом ведущие идеи праздника Коляды, его мистику, его религиозное содержание. Староукраинские колядки имеют характер культово-религиозный, с некоторыми отменами религиозного почитания в соответствии с культурно-историческим развитием украинского народа. Но основой этого почитания является идея начала мира и его Творца.
Колядовать начинают в разное время: на сочельник или же в первый вечер Рождества. Колядуют детские и молодежные ватаги, как правило, мальчики. Считалось, что они приносят удачу.
Второго дня, на Рождество, ходит вертеп. Молодежь переодевается в Ирода, пастухов, Ангела, Черта и даже Смерть. Хорошие силы воспевают рождение Христа, а злые пытаются им навредить.
Шопка (вертеп) - кукольный театр, который в Украине в день Рождества Христового грамотные мещане, дьяки, школьники, бурсаки и церковные певцы носили по хатам. Вертепная драма состоит из 2-х частей: рождественской драмы (религиозная, праздники, достаточно стойка в сюжете) и механически присоединенной к ней сатирически-бытовой интермедии (светская, народная, переменная, в зависимости от местных условий, исторического периода и способностей самого вертепника); вертепная шкатулка часто имела вид двухэтажного дома, рождественское действие происходило наверху, а внизу шли интермедии.
В течение рождественских праздников кутью готовят трижды. Она имеет разные названия: Богатая, Щедрая, Голодная, но готовится по одинаковым рецептом.
Меню Богатой кутьи
Последний день рождественского поста называется святым вечером или Богатой кутьей. В этот день пытаются не кушать до появления первой звезды. Потом начинается праздничный ужин. На стол ставят 12 постных яств в честь 12 апостолов. Первой пробуют кутью. Потом едят все другие кушанья запивая узваром.
1. Кутья Первым ее пробует хозяин. Мак - символ мученичества, невинно пролитой крови. Поэтому мак освящают в храме дважды в год - в праздник братьев Маковеев и на Преображение Иисуса Христа. Это полное подражание Христу, полное участие в Его свидетельстве и спасенном Деле. В рождественском приготовлении кутьи маковые зернышки символизируют бесконечную множественность Божьих ласк, полученных людьми через жертвоприношение Христа в Таинстве Евхаристии. В народе посвященным маком благословляют: в день брака после того, как «в родительской хате благословили невестку иконой Богородицы, родители становятся лицом к дороге и благословляют путь, посыпая его посвященным маком»; освященным маком осыпают хозяева двор, чтобы ни одна нечистая сила не могла в него залезть. Мед - символ чистоты, Божьего слова. У христиан мед символизирует земное пастырство Христа и сладость Слова Божьего. Акридами (саранчой) и диким медом питался в пустыне Иван Предтеча. За библейским описанием, в Земле обетованной «течет молоко и мед». А упоминание о мудрости в бозе более «сладко от меда, и мое наследство более сладко, чем медовый сот». Мед является лишь дегустацией того, которое ожидает человека, когда она полностью отдается Божьей мудрости, Божьей воле.
2. Вареники с капустой. К столу подаются политые маслом.
3. Постный борщ с грибами. Подают вместе с ушками.
4. Ушки. Сушеные грибы намочить, отварить. Перемолоть на мясорубке, перемешать с жареным луком, добавить перец, соль по вкусу. Тесто замесить как на вареники. Раскачать его и порезать квадратиками. В середину квадратиков класть грибы. Сначала слепить два противоположных конца — образуется треугольник, концы которого соединяем. Варить как вареники.
5. Голубцы из тертого картофеля. Запарить листья свежей капусты. Сырой картофель потереть на терке, немного оттиснуть. Добавить по вкусу соль, перец, одну сваренную картофелину, поджаренный на масле лук. Завернуть эту массу в листья, залить водой и варить до готовности. На стол подавать с «воспаленными грибами», смазать маслом.
6. «Грибы воспалены». Отварить сушеные грибы. Поджарить муку к золотистому цвету, добавить холодную воду, размешать. Эту подливу в виде сметаны вылить в кастрюлю, где варятся грибы, посолить. Варить к готовности (20-30 мин.).
7. Селедка маринованная.
8. Фасоль взбалтывается. Фасоль замочить на ночь. Сварить, размять на пюре. ДОбавить соли, 1г перцу и заправить жареным на масле луком.
9. Горох с капустой. Горох сварить, отварить порядка 300 граммов квашеной капусты, перемешать с горохом и заправить жареным на масле луком, на стол подавать разогретым. Иного вкуса этому кушанью добавляет чеснок.
10. Рыба жаренная.
11. Постные деруны (без яйца).
12. Пышки с узваром. Растворить водой половину муки и дрожжей, чтобы масса была как сметана (не магазинная). Поставить на тепло. Когда тесто подойдет, замесить его, добавляя остальную муку, соль и сахар. Опять поставить на тепло. Когда тесто подрастет, из него выкачивают шарики и дают им подрасти. Жарить пампушки в масле. Можно посыпать сахарной пудрой.