
На прошлой неделе в культурно-художественном центре «Е» состоялась презентация первого тома тетралогии (четырекнижия) Станислава Винценза «На высокой горной долине».
Некоторые ее сказания не дают мне спокойствия. Например, история о великанах, которые в древности жили в горах, и потомки которых остались на Гуцульщине: «Когда-то.появилось здесь из вод или из лона земли поколения великанов-воинов, борцов ясноволосых, народ королей земли из первовека. И росло это хозяйское племя королей вместе с горами и лесами, распространялось верхами, языков те баштоподобные пихты. Хотя позже уже говорили разными языками и, кажется, признавали разную веру, однако имели глубоко спрятанное знание о Верховине, о своем роде».
Читая, вспомнила, что слышала об этом в детстве. Мама повествовала - тоже без скепсиса - и пела песню:
Когда-то были великаны, пол версты ступали и руками мало небо они не доставали.
Еще один фрагмент гуцульской мифологии - или, может, гуцульских реалий, - который с детства возмущает воображение и который в Винценза описан как быль: «Когда Фока вырастил много отар, порою было трудно устеречь их на полонинах. Тогда старый Максим одолжил ему своего слугу Семенка. Как и много давних газдив в те времена, когда так трудно было найти наймитов, Максим держал помощниках похожего слугу. Такой слуга - черт - был надежным, старательным, работящим и невидимым. Он пас скот, чистил конюшню, сгребал сено. За это его надо было кормить несоленной едой, кладя ее на сволок в хоромах, потому что жил он на чердаке - по-гуцульски, на поду. Иногда мог на что-то розсердится и тогда делал пакости, хозяин должен был думать, как его задобрить. В моем детстве об этом рассказывалось не шутя. В конечном итоге, к помощи нечистой силы мы и сейчас удаемся чаще, чем кажется.
Путь к аду
Станислав Винценз не замалчивает и очень сложных, противоречивых страниц гуцульского прошлого. Например, опришкивства. История Олекси Довбуша подана как драма сильного, умного мужчины, который хочет отстоять справедливость, но не выдерживает натиска искушений, которые подстерегают его в воплощении воина. Его добрые намерения вистеляют путь в ад не только ему лично, но и невинно обиженным опришками людям. Рыцарь и сам не понял, как превратился в обычного грабителя, а потом это с болью осознал. Винценз знает, что в Довбушеве шла речь не об этом, Винценз сочувствует Довбушеву.
Автор призывает к сочувствию и другому опришку, Дмитрию Василюкови-Понеполякови, который тоже провинился перед людьми: «Люди, всеже, не плохие. Остатки сочувствия, не чужой человеческой натуры, проявляются и в наше время по крайней мере относительно животных. Особенно к диким животным, потому что их уже нет. Также еще многих обязательно растрогает, когда им рассказать о пойманной и порабощенной дикой буйволице, о его диком отчаянии, о медведе в накаленных клещах, об орле с цепями на ногах. Посмотрим на Дмитрика, как на зверя из вымирающего рода, на лесное чудо, пойманное и заковываемое к клетке. И это откроет наши сердца».
В книге переплетаются много жанров: то она звучит как поэтическая проза, то как этнографический очерк, легенда, публицистическая статья, трактат, летопись. Автор пытается охватить весь огром гуцульской жизни, удаваясь к разным средствам. В деталях подает философию и процесс строительства гуцульской хаты, феномены горной долины, вещунства, обрядов, одежды. Винценз детально повествует о мольфарском гадании, которое способно была мгновенно изменить какие-то аспекты повседневной жизни. Иногда что-то, казалось бы, мелкое автор абстрагирует к вселенским масштабам. Одним из моих любимых есть пассаж об овцах: «Хотя пастух знает, что достаточно ожидать от овец ума или понимания, но говорит, как когда-то пастух израильский: «Овцы мои знают меня, слушают меня, верят мне».
Мое сердцебиение ускорялось от забытых слов: дробета, щезник, откормыш, бербеница, клеть, чердак. Забытая локальная география - Шибене, Гутин, Варитин, Жебье, Синицы, Ферескул, Председатели, Лудова (когда кто-то долго собирался, бабка спрашивала: в Лудову собираешься?) - звучит как откровение. Интересно и то, что рядом с гуцульским миром в винцензовой Гуцульщине присутствующие жиды-хасиды, рассказывается о Довбушеве приятельство из Бель-Шем-Товом. Гуцульский мир пересекается с миром армянских купцов, польских шляхтичей, но Гуцульщина остается самобытной, герметичной, величественной.
Чрезвычайно интересно читать об обычаях, которые еще жили в моем раннем детстве, а теперь уже отмерли. Таким является, например - вечер забав в доме, где есть покойник. «Память и честь умершего громко отмечали люди в хате Булиги. Искренне забавлялись около покойника в игры, традицией приписанные. Сначала забавлялись в жужукало. Забавлялись в мельницу, ребята под скамьей в сенях так стучали и шумели, как будто бы стучала настоящая мельница. Очень громкими были торги хозяина с жидовскими купцами, а еще более громкими ссоры жидов между собой. А когда актеры, которые играли жидов-конкурентов, вылетели на улицу, якобы выброшенные хозяином, то поднимали такой рейвах, что было слышно аж на Синицах. Не забыли ни одной забавы. И сорока скрежетала, и коза рогатая кусала девушек, и армянин галопировал по хате конем. Целое время пили и вспоминали покойника, желали ему царства небесного. Так - по-христиански - праздновали поминки около тела».
***
Одно из сильнейших читательских ощущений - как жалко, что мы теряем противоречивый, но прекрасный гуцульский мир. Как жалко, что гуцульський строй увидишь разве что в большие праздники, что настоящие гуцульские музыки стали большой редкостью, что, танцуя на свадьбах под русскую попсу, молодые гуцулы не сочиняют и мало поют песен, что весенними и осенними горными проселками так стремительно уменьшилось воспетых Винцензом овечьих отар, что гуцульских газдив загнали в тупик, их самолюбие уже почти сломано и они превращаются в работников. Хочется надеяться на ренессанс, на новый виток гуцульского жизни. Боюсь, что самого только мольфарского гадания здесь будет маловато.