What in UA - Новини культури і мистецтва

Забытые гуцульские традиции 2

Література, Історіякниги / традиції
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 478
1
квітня
2012
Забытые гуцульские традиции 2

На прошлой неделе в культурно-художественном центре «Е» состоялась презентация первого тома тетралогии (четырекнижия) Станислава Винценза «На высокой горной долине».

Некоторые ее сказания не дают мне спокойствия. Например, история о великанах, которые в древности жили в горах, и потомки которых остались на Гуцульщине: «Когда-то.появилось здесь из вод или из лона земли поколения великанов-воинов, борцов ясноволосых, народ королей земли из первовека. И росло это хозяйское племя королей вместе с горами и лесами, распространялось верхами, языков те баштоподобные пихты. Хотя позже уже говорили разными языками и, кажется, признавали разную веру, однако имели глубоко спрятанное знание о Верховине, о своем роде».

/kultura/guculi1.jpg гуцулы

Читая, вспомнила, что слышала об этом в детстве. Мама повествовала - тоже без скепсиса - и пела песню:

Когда-то были великаны, пол версты ступали и руками мало небо они не доставали.

Еще один фрагмент гуцульской мифологии - или, может, гуцульских реалий, - который с детства возмущает воображение и который в Винценза описан как быль: «Когда Фока вырастил много отар, порою было трудно устеречь их на полонинах. Тогда старый Максим одолжил ему своего слугу Семенка. Как и много давних газдив в те времена, когда так трудно было найти наймитов, Максим держал помощниках похожего слугу. Такой слуга - черт - был надежным, старательным, работящим и невидимым. Он пас скот, чистил конюшню, сгребал сено. За это его надо было кормить несоленной едой, кладя ее на сволок в хоромах, потому что жил он на чердаке - по-гуцульски, на поду. Иногда мог на что-то розсердится и тогда делал пакости, хозяин должен был думать, как его задобрить. В моем детстве об этом рассказывалось не шутя. В конечном итоге, к помощи нечистой силы мы и сейчас удаемся чаще, чем кажется.

Путь к аду

Станислав Винценз не замалчивает и очень сложных, противоречивых страниц гуцульского прошлого. Например, опришкивства. История Олекси Довбуша подана как драма сильного, умного мужчины, который хочет отстоять справедливость, но не выдерживает натиска искушений, которые подстерегают его в воплощении воина. Его добрые намерения вистеляют путь в ад не только ему лично, но и невинно обиженным опришками людям. Рыцарь и сам не понял, как превратился в обычного грабителя, а потом это с болью осознал. Винценз знает, что в Довбушеве шла речь не об этом, Винценз сочувствует Довбушеву.

Автор призывает к сочувствию и другому опришку, Дмитрию Василюкови-Понеполякови, который тоже провинился перед людьми: «Люди, всеже, не плохие. Остатки сочувствия, не чужой человеческой натуры, проявляются и в наше время по крайней мере относительно животных. Особенно к диким животным, потому что их уже нет. Также еще многих обязательно растрогает, когда им рассказать о пойманной и порабощенной дикой буйволице, о его диком отчаянии, о медведе в накаленных клещах, об орле с цепями на ногах. Посмотрим на Дмитрика, как на зверя из вымирающего рода, на лесное чудо, пойманное и заковываемое к клетке. И это откроет наши сердца».

В книге переплетаются много жанров: то она звучит как поэтическая проза, то как этнографический очерк, легенда, публицистическая статья, трактат, летопись. Автор пытается охватить весь огром гуцульской жизни, удаваясь к разным средствам. В деталях подает философию и процесс строительства гуцульской хаты, феномены горной долины, вещунства, обрядов, одежды. Винценз детально повествует о мольфарском гадании, которое способно была мгновенно изменить какие-то аспекты повседневной жизни. Иногда что-то, казалось бы, мелкое автор абстрагирует к вселенским масштабам. Одним из моих любимых есть пассаж об овцах: «Хотя пастух знает, что достаточно ожидать от овец ума или понимания, но говорит, как когда-то пастух израильский: «Овцы мои знают меня, слушают меня, верят мне».

Мое сердцебиение ускорялось от забытых слов: дробета, щезник, откормыш, бербеница, клеть, чердак. Забытая локальная география - Шибене, Гутин, Варитин, Жебье, Синицы, Ферескул, Председатели, Лудова (когда кто-то долго собирался, бабка спрашивала: в Лудову собираешься?) - звучит как откровение. Интересно и то, что рядом с гуцульским миром в винцензовой Гуцульщине присутствующие жиды-хасиды, рассказывается о Довбушеве приятельство из Бель-Шем-Товом. Гуцульский мир пересекается с миром армянских купцов, польских шляхтичей, но Гуцульщина остается самобытной, герметичной, величественной.

Чрезвычайно интересно читать об обычаях, которые еще жили в моем раннем детстве, а теперь уже отмерли. Таким является, например - вечер забав в доме, где есть покойник. «Память и честь умершего громко отмечали люди в хате Булиги. Искренне забавлялись около покойника в игры, традицией приписанные. Сначала забавлялись в жужукало. Забавлялись в мельницу, ребята под скамьей в сенях так стучали и шумели, как будто бы стучала настоящая мельница. Очень громкими были торги хозяина с жидовскими купцами, а еще более громкими ссоры жидов между собой. А когда актеры, которые играли жидов-конкурентов, вылетели на улицу, якобы выброшенные хозяином, то поднимали такой рейвах, что было слышно аж на Синицах. Не забыли ни одной забавы. И сорока скрежетала, и коза рогатая кусала девушек, и армянин галопировал по хате конем. Целое время пили и вспоминали покойника, желали ему царства небесного. Так - по-христиански - праздновали поминки около тела».

***

Одно из сильнейших читательских ощущений - как жалко, что мы теряем противоречивый, но прекрасный гуцульский мир. Как жалко, что гуцульський строй увидишь разве что в большие праздники, что настоящие гуцульские музыки стали большой редкостью, что, танцуя на свадьбах под русскую попсу, молодые гуцулы не сочиняют и мало поют песен, что весенними и осенними горными проселками так стремительно уменьшилось воспетых Винцензом овечьих отар, что гуцульских газдив загнали в тупик, их самолюбие уже почти сломано и они превращаются в работников. Хочется надеяться на ренессанс, на новый виток гуцульского жизни. Боюсь, что самого только мольфарского гадания здесь будет маловато.

Каменные птицы Станиславова
Забытые гуцульские традиции
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Рождественские традиции с Кутьей, Гаданием и Дидухом
Рождественские традиции с Кутьей, Гаданием и Дидухом
Забытые гуцульские традиции
Забытые гуцульские традиции
Гости из небесных ворот. Славянские весенние традиции
Гости из небесных ворот. Славянские весенние традиции
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Фільм «ЖИВА» (2016) драматична історія боротьби українських повстанців – дивитись онлайн 1
  • Витинанка - старовинне українське мистецтво 1
  • Аудіокниги Шкільна програма - Оксана Литвиненко 1
  • Історична сага «І будуть люди» серіал дивитись онлайн 1
Останні коментарі
Дивитись фільм «Поводир» який був номінований на Оскар
  • Олеся » Щойно переглянула "Поводир" і серце буквально розривається... Найбільше вразило те, як режисер показав силу людського...
Шокуючі новини: людина вийшла з коми та дізналася про жахливі події минулих років
  • Ліка » "У такі часи краще впасти в кому і не виходити з неї."??? Краще для кого? А...
  • Tessa » Так, у важкі часи не хочеться переживати катастрофи та потрапляти в халепу. Хоча психологічні дослідження...
  • Андрій » Тільки от Євгену Яновичу не до сміху, бідолашному. Потрапив у лапи до професійного брехуна "психотерапевта"...
Аудіокнига: "Конотопська відьма"
  • Vicster » Хто сказав, що класика нудна? Конотопська відьма - це справжній феєрверк гумору та сатири! Здавалося...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.