What in UA - Новини культури і мистецтва

Забытые гуцульские традиции 2

Література, Історіякниги / традиції
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 616
1
квітня
2012
Забытые гуцульские традиции 2

На прошлой неделе в культурно-художественном центре «Е» состоялась презентация первого тома тетралогии (четырекнижия) Станислава Винценза «На высокой горной долине».

Некоторые ее сказания не дают мне спокойствия. Например, история о великанах, которые в древности жили в горах, и потомки которых остались на Гуцульщине: «Когда-то.появилось здесь из вод или из лона земли поколения великанов-воинов, борцов ясноволосых, народ королей земли из первовека. И росло это хозяйское племя королей вместе с горами и лесами, распространялось верхами, языков те баштоподобные пихты. Хотя позже уже говорили разными языками и, кажется, признавали разную веру, однако имели глубоко спрятанное знание о Верховине, о своем роде».

гуцулы

Читая, вспомнила, что слышала об этом в детстве. Мама повествовала - тоже без скепсиса - и пела песню:

Когда-то были великаны, пол версты ступали и руками мало небо они не доставали.

Еще один фрагмент гуцульской мифологии - или, может, гуцульских реалий, - который с детства возмущает воображение и который в Винценза описан как быль: «Когда Фока вырастил много отар, порою было трудно устеречь их на полонинах. Тогда старый Максим одолжил ему своего слугу Семенка. Как и много давних газдив в те времена, когда так трудно было найти наймитов, Максим держал помощниках похожего слугу. Такой слуга - черт - был надежным, старательным, работящим и невидимым. Он пас скот, чистил конюшню, сгребал сено. За это его надо было кормить несоленной едой, кладя ее на сволок в хоромах, потому что жил он на чердаке - по-гуцульски, на поду. Иногда мог на что-то розсердится и тогда делал пакости, хозяин должен был думать, как его задобрить. В моем детстве об этом рассказывалось не шутя. В конечном итоге, к помощи нечистой силы мы и сейчас удаемся чаще, чем кажется.

Путь к аду

Станислав Винценз не замалчивает и очень сложных, противоречивых страниц гуцульского прошлого. Например, опришкивства. История Олекси Довбуша подана как драма сильного, умного мужчины, который хочет отстоять справедливость, но не выдерживает натиска искушений, которые подстерегают его в воплощении воина. Его добрые намерения вистеляют путь в ад не только ему лично, но и невинно обиженным опришками людям. Рыцарь и сам не понял, как превратился в обычного грабителя, а потом это с болью осознал. Винценз знает, что в Довбушеве шла речь не об этом, Винценз сочувствует Довбушеву.

Автор призывает к сочувствию и другому опришку, Дмитрию Василюкови-Понеполякови, который тоже провинился перед людьми: «Люди, всеже, не плохие. Остатки сочувствия, не чужой человеческой натуры, проявляются и в наше время по крайней мере относительно животных. Особенно к диким животным, потому что их уже нет. Также еще многих обязательно растрогает, когда им рассказать о пойманной и порабощенной дикой буйволице, о его диком отчаянии, о медведе в накаленных клещах, об орле с цепями на ногах. Посмотрим на Дмитрика, как на зверя из вымирающего рода, на лесное чудо, пойманное и заковываемое к клетке. И это откроет наши сердца».

В книге переплетаются много жанров: то она звучит как поэтическая проза, то как этнографический очерк, легенда, публицистическая статья, трактат, летопись. Автор пытается охватить весь огром гуцульской жизни, удаваясь к разным средствам. В деталях подает философию и процесс строительства гуцульской хаты, феномены горной долины, вещунства, обрядов, одежды. Винценз детально повествует о мольфарском гадании, которое способно была мгновенно изменить какие-то аспекты повседневной жизни. Иногда что-то, казалось бы, мелкое автор абстрагирует к вселенским масштабам. Одним из моих любимых есть пассаж об овцах: «Хотя пастух знает, что достаточно ожидать от овец ума или понимания, но говорит, как когда-то пастух израильский: «Овцы мои знают меня, слушают меня, верят мне».

Мое сердцебиение ускорялось от забытых слов: дробета, щезник, откормыш, бербеница, клеть, чердак. Забытая локальная география - Шибене, Гутин, Варитин, Жебье, Синицы, Ферескул, Председатели, Лудова (когда кто-то долго собирался, бабка спрашивала: в Лудову собираешься?) - звучит как откровение. Интересно и то, что рядом с гуцульским миром в винцензовой Гуцульщине присутствующие жиды-хасиды, рассказывается о Довбушеве приятельство из Бель-Шем-Товом. Гуцульский мир пересекается с миром армянских купцов, польских шляхтичей, но Гуцульщина остается самобытной, герметичной, величественной.

Чрезвычайно интересно читать об обычаях, которые еще жили в моем раннем детстве, а теперь уже отмерли. Таким является, например - вечер забав в доме, где есть покойник. «Память и честь умершего громко отмечали люди в хате Булиги. Искренне забавлялись около покойника в игры, традицией приписанные. Сначала забавлялись в жужукало. Забавлялись в мельницу, ребята под скамьей в сенях так стучали и шумели, как будто бы стучала настоящая мельница. Очень громкими были торги хозяина с жидовскими купцами, а еще более громкими ссоры жидов между собой. А когда актеры, которые играли жидов-конкурентов, вылетели на улицу, якобы выброшенные хозяином, то поднимали такой рейвах, что было слышно аж на Синицах. Не забыли ни одной забавы. И сорока скрежетала, и коза рогатая кусала девушек, и армянин галопировал по хате конем. Целое время пили и вспоминали покойника, желали ему царства небесного. Так - по-христиански - праздновали поминки около тела».

***

Одно из сильнейших читательских ощущений - как жалко, что мы теряем противоречивый, но прекрасный гуцульский мир. Как жалко, что гуцульський строй увидишь разве что в большие праздники, что настоящие гуцульские музыки стали большой редкостью, что, танцуя на свадьбах под русскую попсу, молодые гуцулы не сочиняют и мало поют песен, что весенними и осенними горными проселками так стремительно уменьшилось воспетых Винцензом овечьих отар, что гуцульских газдив загнали в тупик, их самолюбие уже почти сломано и они превращаются в работников. Хочется надеяться на ренессанс, на новый виток гуцульского жизни. Боюсь, что самого только мольфарского гадания здесь будет маловато.

Каменные птицы Станиславова
Забытые гуцульские традиции
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
«Крим. Деколонізація» – виставка, що повертає голос кримським татарам
«Крим. Деколонізація» – виставка, що повертає голос кримським татарам
Лекція «Великі й малі у політичній карикатурі Європи» візуальна історія сатири крізь століття
Лекція «Великі й малі у політичній карикатурі Європи» візуальна історія сатири крізь століття
Виставка «Олена Пчілка: Грані українського ренесансу»
Виставка «Олена Пчілка: Грані українського ренесансу»
Виставка «Скарби Криму. Повернення» - тріумфальне повернення кримських скарбів
Виставка «Скарби Криму. Повернення» - тріумфальне повернення кримських скарбів
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • Квіти, що вразили Пікассо: ексклюзивна арт-екскурсія світом Катерини Білокур
  • Виставка «Хліб» – сакральне й буденне, культурний код та метафора буття
  • Гурт ТІК, The Кум & Просто Енджі, Yurcash, Тетяна Власова, Юрій Строкань, Татуся Бо: «НаШапку» анонсує зірковий грудень у Pepper's Club та Docker-G
  • «Вишиванка» - нова музична відео робота про Збройні Сили України від співачки Охтирчанка
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
Найпопулярніше
  • Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні 44
  • «Крим. Деколонізація» – виставка, що повертає голос кримським татарам 4
  • Виставка «Василь Стус. Поки ми тут, усе буде гаразд» у Мистецькому арсеналі 3
  • Олександр Філоненко презентує книгу «Краса і Вдячність» – світла мандрівка у глибини буття 3
  • Книга як простір тиші: у «ВЕЖІ на Почайні» відбудеться камерна презентація «Відлуння вітру» 2
  • Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа» 2
  • Зустріч з філософом – презентація нової книги Володимира Нікітіна «Глоси і маргіналії» у Києві 1
  • Лекція «Великі й малі у політичній карикатурі Європи» візуальна історія сатири крізь століття 1
  • «Погляд Медузи» – новий роман Любка Дереша про травму війни та блекаут 1
  • Аудіоказки українською мовою для дітей - UA:Казки та @Brobaks для дитячого розвитку 1
Останні коментарі
Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні
  • Анонім » Как купить?
  • Arnoldas » Where can I buy this book?
  • Дмитро Ковальчук » Інформація про книгу, та як її купити, на офіційних сторінках Олексія: https://www .instagram.com/ anulia_oleksii/ https://www. instagram.com/jingle .bellz.book/
  • Анонім » Хочу купити
  • Тетяна » Хочу купити книгу “Jingle Bellz”.
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.