
Бывают птицы, которые каждую осень срываются из заснеженных мест и временно эмигрируют в теплые края. Бывают птицы-патриоты, которые не изменяют Родине и стойко мерзнут всю зиму. А бывают птицы каменные, которые являются элементами архитектурной отделки старого Станиславова. Именно им и посвящена настоящая статья.
Станиславов учредили польские магнаты на землях, которые тогда принадлежали польскому же королевству. Геральдической эмблемой Польши был орел, который содержался на государственном гербе. Позднее город отошел под власть Австрии, но поляки никуда не делись. Они помнили славное прошлое и тайком надеялись на возобновление собственной государственности. Одним из проявлений этого «поезда к независимости» стало приукрашивание домов каменными орлами.
Один из них «свил гнездо» на фронтоне польского спортивного общества «Сокол» (нынешняя областная библиотека для детей на Мицкевича). Главной целью общества была физическая закалка и патриотическое воспитание польской молодежи. Это ярко отображено во внешнем оформлении камяницы, которую возвели в 1895 году. Кроме орла, там еще были изображения гербов всех земель польского королевства, историческая картина Яна Гротгера и девиз «Соколу»: «Челом Отчизне, когти врагу».
Австрийцы достаточно толерантно относились к этим проявлениям польского национализма, поэтому орла не трогали. Он еще фигурирует на фотографиях 1930-х годов, а вот на советских открытках его уже нет. Кто «подстрелил» птицу - немцы или советь - теперь трудно сказать.
На рабочем столе начальника отдела охраны культурного наследия горисполкома Игоря Панчишина среди небольшой коллекции деталей разрушенных домов стоит достаточно интересная вещь. Это две лапы с громадными когтями - нижняя часть большой бетонной птицы.
В начале 1990-х Панчишин был директором центра современного искусства, который содержался в бывшем помещении кинотеатра имени Франко (в настоящее время там «Люмьер»). Когте он нашел на поднавесье сооружения. Говорит, что там было еще и гигантское туловище, правда, без крыльев и головы. Но поскольку все то вместе весило очень много, пришлось ограничиться когтями.
Раньше кинотеатр принадлежал уже упомянутому польскому обществу «Сокол». Но версию, что этот орел когда-то украшал общество, Игорь Панчишин отбрасывает.
Там сохранилась арматура от предыдущего скульптурного изображения, и, судя по ее размерам, «сокольский» орел был значительно меньшим, - говорит Панчишин. - А тот, который валялся на чердаке, мог украшать собой какой-то большой зал, как советские бюсты Ленина. Не исключено, что то вообще был фашистский орел, поскольку за оккупации кинотеатр назывался «Виктория» и был «Нур фюр дойч» - только для немцев.
В 1910 году еврейский виноторговец Егерь провел масштабную реконструкцию своего дома на улице Собеского (Сечевых Стрелков). Чтобы угодить польским кругам Станиславова, предприниматель украсил камяницю фигурами двух орлов, которые держали балконы. Интересное овпадение, но и в этом доме тоже содержался кинотеатр.
Они сохранились до наших времен, но в каком состоянии. У обеих птиц поотпадали левые крылья, а правые решительно настроены возобновить симметрию. Посетители магазина секонд-хенда, который находится сейчас на месте кинотеатра Шевченко, рискуют получить по голове тяжелыми орнитологическими запчастями. Коммунальные службы сохраняют олимпийское спокойствие. Если обвал, не дай боже случится, то, наверное, обвинят старину Єгера.
Еще один орел «проживал» в парке. Он был составной частью памятника, который установили в честь 500-летия победы под Грюнвальдом. Тогда объединено польско-литовско-русское войско побило крестоносцев Тевтонского ордена.
На обломках ордена возникло герцогство Пруссия. Потом оно стало королевством, потом Германской империей, Веймарской республикой и, наконец, Третьим рейхом. Когда фашисты оккупировали Станислав, они, вероятно, не могли без слез смотреть на этот памятник. Поэтому 21 декабря 1941 года орел взмахнул в небо. С помощью взрывчатки.
В экспозиции музея «Герои Днипра», что на Национальной гвардии, представлен большой чугунный барельеф в форме орла. Директор заведения Ярема Кваснюк рассказывает, что экспонат имеет станиславивский корень и во времена немецкой оккупации украшал один из административных домов города.
Нацисты активно уничтожали польских орлов, расчищая место под своих. «Нордические» птицы отличались тем, что в лапах держали свастику. Точно известно по меньшей мере два адреса, где можно было увидеть орлов. Это управленческие дома на Грюнвальдской гестапо - на Сахарова.
Этот орел разбит на несколько кусков. Это не удивительно, зная, что красные первым делом уничтожали фашистскую символику в освобожденных городах. Учитывая высоту домов на Сахарова или Грюнвальдской, лететь тем птицам было некуда.
Эскадрилья площади Рынок
После Первой мировой войны станиславовская ратуша больше десяти лет находилась в аварийном состоянии, пока местная власть не нашла средства на перестройку. В середине 1930-х площадь Рынок увидел новую, уже четвертую, ратушу, выполненную по проекту архитектора Трели.
В Европе тогда господствовал стиль конструктивизм, который исключал декоративную отделку зданий каменными цветочками, ракушками или ангелочками. Однако полностью обойтись без украшений не удалось. По четырем углам ратушной башни архитектор разместил бронзовых орлов, которые пристально несли боевое дежурство из охраны воздушного пространства Станиславова.
Немцы не отправили пернатых на переплавку. Они планировали уничтожить их вместе с ратушей, под которую заложили взрывчатку. Одно крыло завалилось, но остальные устояли.
Конец орлам положили «вторые советы». В 1957 году длительная реконструкция ратуши, в которой должен был открыться краеведческий музей. Именно тогда орлов заменили на какие-то абстрактные растительные орнаменты, которыми мы наслаждаемся и доныне.
Большое восхищение туристов вызывает камяниця на улице Шопена, 3. Точнее, не сама камяниця, а скульптуры, которые украшают ее фасад. Компанию лягушке и русалкоподобной девушке составляет какая-то загадочная птичка. Если все предыдущие орлы изображены с распростертыми крыльями, то это что-то малое, с громадным клювом. На орла птица точно не тянет, скорее это гибрид попугая с пеликаном.
Что должна была символизировать скульптурная группа, краеведы не знают. Михаил Головастый говорит, что дом был построен в 1908 году для Петра Мосевича. В документах этот господин фигурирует как бухгалтер магистрата. Может архитектор был фанатом знаменитого Городецького и создал свой вариант киевского «дома с химерами»?