
Дмитрий Богомазов поставил в Черкассах «Отелло». Время экспериментов в Черкасском театре имени Тараса Шевченко открыл четыре года тому назад Андрей Жолдак, который поставил там «Бракосочетание».
Представление, которое не имело к известной пьесе Николая Гоголя ни одного отношения, перевернуло представление о том, которым может быть театр, у провинциального зрителя и открыла перед периферийным коллективом перспективу поездок на заграничные фестивали.
Роман Жолдака с периферийным театром завершился тем, что режиссер возглавил Харьковский театр имени Тараса Шевченко, которому мятежный Андрей Валериевич попробовал повернуть его настоящее имя, — «Березиль».
Дмитрий Богомазов, оставаясь руководителем столичного театра «Свободная сцена», свои вынужденные странствия к провинции почав из Одесского театра имени Василька, где со всей свойственной режиссеру страстью к экспериментам поставил «Украденное счастье» за Франком и «Царь Эдип» Софокла. Поездки киевского режиссера по Украине театральной вынуждены той мерой, в которой он не может полноценно работать в столице. Лишенный собственного помещения театр «Свободная сцена» крайне редко показывает свои представления, да и то играет их на чужих площадках.
«Отелло» в Черкассах Богомазов поставил с командой верных ему художника (Александр Друганов), хореографа (Лариса Венедиктова), композитора (Александр Кохановский). Как и в «Эдипе», постановщики лишили актеров собственной телесности, заковав их в тела бутафорские. Однако если в греческой трагедии исполнители, став на котурну, одели на себя белую мускулистую «обнаженную плоть» из поролона, скопированную из классических скульптур, то для воплощения трагедии английского классика черкасским актерам предложили розовые телеса толстунов. Что уже само по себе убивает дух трагедии и переводит представление в измерение пародии, клоунских реприз.
Друганов поселил этих голеньких, толстеньких розовых «поросят», которые даже не прикрывают фиговым листком свои стыдные места, на зеленой опушке, на фоне звездного неба, повесив большой круглый месяц. Кохановский обеспечил представление приятной музыкой, которая утешает слух итальянскими мелодиями. Венедиктова научила актеров двигаться маленькими, неуверенными шагами впавших в детство здоровяков, таких как Богомазов заставил разговаривать на неестественных голосах. Как следствие, зритель получил почти полуторачасовую пародию-сказку на тему «Отелло». Правда, актерам, чтобы превратить трагический сюжет в гротесковую комедию, не хватило нужного для такой жанровой эквилибристики комичного умения. Поэтому вся эта «комедия» очень быстро начинает утомлять и гомерического хохота, который бы оправдал подобный эксперимент, не вызывает. Тем более не вызывает эмоции глупенькая толстая блондинка Дездемона. Сочувствие лично у меня вызывала лишь из вида сельская бабушка в первом ряду. Возможно, она впервые (боюсь, чтобы не в последний раз) попала в театр, ей вероятно обещали если не трагедию, то душевную мелодраму, а показали непонятно что.
На пресс-конференции Дмитрий Богомазов объяснил, что пафос его нынешней работы, как, собственно, и всех его последних представлений, направленный против рутинных традиций украинского театра. «Отелло» он ставил для впавшего в детство около экранов телевизоров зрителя. Режиссер настолько разочарован публикой и ситуацией, которая складывается в культуре, которая уже не верит в нашу способность воспринимать серьезные вещи. Причин для такого отчаяния уж слишком много, потому нежелание Богомазова вести серьезный разговор о серьезных вещах можно понять. Однако существует опасность, что, сюсюкаясь с непритязательным зрителем, играясь с ним в песочнице, можно так заиграться, что и сам разучишься разговаривать и мыслить по-взрослому. Будем надеяться, что свою социальную, свою этическую зрелость режиссер и его команда подтвердят в «Ричарде ИИИ» того же таки Шекспира, которого он пообещал сыграть в марте в переоборудуемом репетиционном помещении «Свободной сцены».
Денис ДАРКИВ.
специально для «Украины молодой».