
Карпатская сага о потерянном счастье Щасного и его потомков. Сокровища старого священнического рода смущают воображение любителей приключений. Об этих сокровищах вам непременно поведают горной дорогой из Турки к Карпатскому перевалу. Конечно, сокровища немалые, собираемые не одним поколениям, но обычному человеку их не увидеть...
Комарники, Галичина, 30-ые годы ХХ ст. В центре имения Саламонов — роскошная вилла из галерейками и четыреспадовой крышей. В горницах отдыхают иностранцы, даже министры из Варшавы. Несколько сотен гектары земли, отара овец, в конюшнях — 10 пар коней, 40 коров молочных и мясных пород, собственная мельница, пекарня. В Варшаву едут бочки с маринованными грибами, медом и конфитюрами из розовых лепестков. В каменных пивных выдерживается венгерское вино. На заднем плане старой фотокарточки — три ели. Теперь имение Саламонов — то лишь те три ели на голом поле...
Единственная дочка владельца имения Анна-Рафайла имела наилучшее приданое в околице. Всем кавалерам дала отпор, потому что решила стать монахиней. Родители думали: вырастет, одумается. Чтобы познакомить с миром, отец Нестор Саламон даже организовал для дочки путешествие Европой. Но как мог дидыч Комарников быть у Монте-Карло и не зайти в казино?!
— Дома всем руководила бабка Зенона. Сберегательно вела хозяйство, знала счет деньгам. Я даже не представляю, что делалось бы там, если бы дед Нестор проиграл хоть какую-то копеечку! На то время иметь состояние было не так легко, да и в настоящее тоже, курсы валют все время прыгают, да и ситуация в стране не очень то и стабильная. Но он поставил за советом Анни трижды на одно и то же число — и выиграл. Таким образом все средства на поездку вернулись к семейной кассе. Моя тетя Анна имела дар предсказания, — убеждает Игорь Саламон, внук Нестора.
«Приданое» все-таки пошло к монастырю, потому что Анна не изменила своего решения. Впоследствии стала единственной монахиней среди сестер-кармелиток во Франции, которой стараниями митрополита Андрея Шептицкого Ватикан позволил остаться в греко-католическом обряде.
Василий, сын Нестора Саламона, не мечтал о священническом сане, а занимался хозяйством. в 1944 году, когда советь во второй раз зашли в Комарники, стоял под стеной овина, ожидая пули в плече. В ряд выстроили всех, кто был прилично вобран. Энкаведист глянул на сработанные руки Василия. «Ты что, украл пиджак?» Сын дидича кивнул. «Вот молодец, удирай отсюда». Василий отошел, а остальные мужчины в костюмах навеки остались под стеной...
Младший сын Нестора Саламона — Рафаил — получил высшее экономическое образование в Познани. Но тогда красивого образования для украинца было недостаточно, чтобы делать карьеру. «Еще до войны отец достал должность в банке в Калишу. Протекцию составил ему знакомый министр, который отдыхал в Комарниках. Папа имел сказочную плату, но через несколько месяцев предложили ему отнести метрику из церкви в костел, то есть признать себя римо-католиком, поляком, — объясняет Игорь Саламон. — Папа, конечно, отказался и «сказка» закончилась. Должен был возвращаться домой и хозяйничать».
Отнести метрику к костелу... Слышал бы эти слова Щасний Саламон, отец Нестора, дед Рафаила, прадед Игоря. Мужчина громадного телосложения с патриархальной бородой и непреклонными убеждениями. Его пасторство пришлось на годы, когда греко-католический обряд пытались латинизировать. (А Комарники были селом из 2/3 благородного населения, поэтому всех этих Комарницких, Височанских и Яворских активнее, чем простых холопов, поощряли навертеться в новый обряд). Отец Щасний строил в селе церковь с иконостасом в капитальной стене, чтобы ее невозможно было превратить в костел. Владел пятью языками, но все отчеты выкладывал языком русским, а не польской, за что платил штрафы. Даже свое имя Феликс он всюду писал не в латинской, а в славянской версии — «Щасний». Совпадение имени и фамилии такой, что исследователи часто считают фамилию Саламон — именем, а имя Щасний — фамилией.
Иван Франко, который знался с отцом лично, в поэме «Ботокуди» дал ему псевдоним Несчастный Филимон. А все несчастье Щасного заключалось в том, что в разгар борьбы со старорусскими влияниями в греко-католической церкви он перестал брить бороду. 16 лет за эту бороду с ним боролись епископы, старосты и наместники края.
— Отец Щасний в 1869 г. перенес тяжелую операцию, имел на лице рубцы, поэтому закрывал их бородой, — объясняет Василиса Саламон, невестка Нестора, сына отца Щасного. — Да и вообще он был убеждения старорусского, защищал обряд от латинизации. Франко писал о знаменитой бороде: «Борода, что как будто флаг, в свирепом бое нам показалась».
Война с пьянством, однако, была наибольшей войной в жизни отца Щасного. В Комарниках тогда было 12 пивоваренных заводов и гуралень, а в корчмах крестьяне пропивали имение за имением.
— Отец Щасний вернулся из учебы в Перемишльской духовной семинарии и решил положить конец деградации своей паствы. в 1871 году положил начало «Золотой книге», куда записывал присяги молодых, которые будут пить водку только дома, а не в корчмах. В мяснице венчал молодых всех одного воскресенья, чтобы люди имели больше «трезвых» дней. В 1875 году «Братство трезвости», основанное о. Щасним, насчитывали 324 члена. Чтобы бойки не попадали в зависимость от процентщиков, учредил в селе кассу Райфайзена. Также открыл аптеку с умеренными ценами, лечил людей гомеопатией, — рассказывает местный учитель истории Василий Комарницкий.
Корчмари и процентщики, потеряв свои прибыли, угрожали пароху. По словам госпожа Василисы, детей и жену он спровадил к родственникам, а сам ночевал в церкви. Однажды церковь чудом спасли от поджога. Во время оздоровления в купелях Любеня в еду отцу подсыпали яд. Выздоровел, но нормальное здоровье к нему уже не вернулось.
«Вероятно, прадед умер от отравления», — резюмирует Игорь Саламон.
Видя в парохове своего защитника, крестьяне избирали его к Туркивской местного совета.
— Саламоны, как и все старые священники на Бойкивщини, были русофилами. Не только Щасний, но и его сын Нестор употреблял слова русский, Русь, а не украинский и Украина. И только после 1924 года, как их зятем стал Михаил Школьник, повеяло «украинским духом», — рассказывает Василиса Саламон.
Отец Щасний был ценителем фольклору (собирал и выдавал сборники Коломыи) и одним из наибольших любителей старожитностей в околице. Когда в 1899 году, за год до смерти отца, в Комарниках крестьяне выпахали сияющие мечи, парох сразу обратился за консультацией к своему приятелю, профессору Львовского университета Шараневича. Оказалось, что находки с 1200—1000 годов до н.э. и принадлежат к средне дунайской бронзовой культуры. Таким образом, 12 бронзовых мечей из Комарников вошло в золотой фонд музея «Бойкивщина» в Самбори.
Борьба с пьянством постепенно давала плоды. Бойки в Комарниках выкупили около 800 моргов земли. Когда местный дидич продавал имение, отец Щасний взял ссуду и выкупил почвы. Именно они стали основой имения его сына Нестора.
Владелец имения, Нестор Саламон, первым из семьи избежал духовного сана. Крепкий, степенный господин с усами. Светский лев, как сказали бы сегодня. Рядом с ним на фото — низенькая красивая брюнетка.
— От бабки Зени мы унаследовали красивые глаза и короткие ноги. Дед ехал на свидание к невесте в Дрогобыч, забрел и попросился на ночлег к двору на предместье. Она подавала ужин и глазами бросала зарницы. Влюбился Нестор до умопомрачения. Дал ему Бог жену с сильным характером. Держала все в своих руках, — рассказывает Игорь Саламон. — Деньги не расточали, а строили дом, двор. Поместье действовало к взрыву Второй мировой.
— Советь освободили нас от всего, что мы имели. Забрали землю и инвентарь, оставили только дом. Опустошали все амбары, овины, пасеки, — перечисляет господин Игорь.
Но в горах, вдалеке от фронта, длилась жизнь. Во время войны обручились родители Игоря — Рафаил Саламон, сын Нестора, и Василиса из семьи Школьников. Во время войны родились в них Игорь и Зенон.
1944 году семья узнала, что гряде второе «освобождение»...
— Отец, дед, дядя и тетя решили убегать впереди фронта на запад. Дошли вплоть до Баварии, где нашел вечный отдых дед Нестор. Потом дядя Василий и тетя Мария выехали в Канаду, а отец отправился во Вроцлав. Думал, что американцы займут Львов и ему будет куда возвращаться. Мы же с мамой остались в Рябом на Бойкивщини, где дед имел парафию, там мама учительствовала. А не поехали с отцом потому, что младший брат имел всего несколько месяцев и дорогу на запад мог не выдержать, — объясняет Игорь Саламон.
1950 году до тюрьмы забрали отца госпожи Василисы, Ивана Шкильника — греко-католического священника, который не перешел на православие. Жена и дочка, оставив дома двух детей, поехали на встречу с заключенным. Домой в Рябое больше не вернулись. Отец Иван умер в ссылке, его жена и дочка на протяжении шести лет рубили деревья в тайге.
— А мы, дети, остались на произвол судьбы. Мне тогда было 7 лет, Зенону — 6. И на маму мы ожидали шесть лет. А шесть лет — то вечность для ребенка, — говорит Игорь Саламон. — Через несколько недель отправились в родственников в Збараж, дорогой украли у нас чемоданчик с фотокарточками и хлебом. Когда мама вернулась из ссылки, поехали к папе во Вроцлав. Жилы четверо в одной комнатке с кухней без выгод, потом из Сибири приехала бабка.
— Не так просто нас выпустили из советского рая. Помогла фамилия. Попали наши документы в одну папочку с евреями. И не было препятствий, — вспоминает.
Приехав, учились жить во Вроцлаве. Ходили к школе с польскими детьми, а учителей раздражало украинское произношение. Игорь и Зенон закончили политехнику, женились, построили свои дома, воспитали детей. Рафаил Саламон каждое лето пытался приехать в Комарники, где ходил тропинками своего детства. Из семейного гнезда не залогов ничего: поля заросли сорняками, лес и липовую аллею вырубали, выкопали даже фундамент сожженного дома, а колодец засыпали. Из Комарников семья во Вроцлаве имеет только куст конфитюровой розы.
— Завещание отца Нестора я выполнила. в 1944 году, когда прощались, просил, чтобы воспитала сыновей в нашей традиции и в нашем обряде. Мужчины из нашего рода не употребляют водку. Все берегут семейную историю. Ежегодно ездим в Комарники, где о Саламонив живут хорошие воспоминания, — говорит Василиса Саламон. — Вот наши настоящие, а не призрачные сокровища.
Когда после смерти мужчины несколько лет назад госпожа Василиса с детьми посетила Комарники, православный священник, который в настоящий момент правит в храме, построенном отцом Щасним, не знал ни имя, ни фамилию основателя, не говоря уже о знаменательных фактах его жизни.
Два года тому назад, когда при входе к церкви освящали таблицу в честь отца Щасного, старшие комарничане едва узнавали в седовласых Игорю и Зиновию крошечных малышей, которые забавлялись когда-то на опушке около барского двора...
Во Вроцлаве, на западе Польше, близ немецкой границы, Игорь Саламон умащивает на коленях своих трех внуков и снует сказ:
«Давным-давно, за горами, за лесами, жилы красивая русинка Анастасия и воспалительный венгр Андрей. Любили, а Бог благословил их детьми. И как дети выросли, пошли в мир, засновывая роды русинские, венгерские, польские и хорватские. Русинская ветвь отошла в Словакию, в село Бехерив, а оттуда пришла в Комарники над Стрыем. Там появился дом над рекой, там ваш дед по первой траве ходил...»
Наталья КЛЯШТОРНА.