
Чтобы отметить память Николая Гнисюка, который родился в глухом селе Винницкой области, стал фотохудожником и вошел в сотню лучших фотографов мира, приглашает 12 января Винницкий краеведческий музей.
Жизненный путь Николая начался в селе Перекоринцы в Винницкой области. Здесь он родился 18 декабря 1944 года, здесь рос и впервые заинтересовался фотографией, еще учась в школе. Тяжелая, но интересная судьба выпала Гнисюку. Самую первую свою фотокамеру маленький Николай получил в подарок от мамы, которая всю жизнь мечтала о том, чтобы ее сын «вышел в люди».
Так в 14 лет, благодаря стараниям матери, он оказался в Латвии и стал воспитанником духового оркестра Прибалтийского военного округа. Парень делал успехи в музыке, окончил Рижское музыкальное училище, играл на трубе, но после приступов обморока врачи запретили музицировать. В поисках работы Николай попал на Рижскую киностудию, сначала проявителем кинопленки, потом ассистентом оператора, оператором и, наконец, фотографом.
В 1967, переехав в Москву, выдержал конкурс самого популярного в то время журнала «Советский экран», где проработал 25 лет, сняв только для его обложек свыше 650 портретов деятелей кинематографа. Он работал на картинах таких знаменитых кинематографистов как Глеб Панфилов, Никита Михалков, Ельдар Рязанов, Андрон Кончаловский, Элем Климов, Георгий Данелия. Из «звезд» мирового экрана снимал Роберта Редфорда, Фрэнсиса Копполу, Софи Лорен, Джину Лоллобриджиду, Жана Поля Бельмондо, Жерара Депардье и многих-многих других. Из русских актеров и режиссеров проще назвать тех, кого он не фотографировал.
Гнисюк, в первую очередь, считал себя портретистом. Любил повторять следом за Омаром Хайямом: «лучшей поверхностью на земле является человеческое лицо». Именно доверие он считал главным успехом хороших фотоснимков. Фотограф был уверен, что снимать нужно так, чтобы с тобой потом здоровались, поэтому он так и не стал папарацци. В его фотографиях, чаще всего черно-белых, созданных неповторимым творческим почерком отображена история советского, а отчасти и мирового кинематографа последней трети ХХ-го века. Персональные выставки фотохудожника проходили во многих городах мира: в странах Балтии, в Италии, Америке, Чехословакии, Польше, Швейцарии, Румынии, Венгрии, Вьетнаме, Франции, Германии.
Сегодня его имя занесено в английскую энциклопедию «Современной фотографии» и швейцарскую «Камера обскура», куда вмещены данные о лучших фотографах мира, начиная с 1839 года. Он был первым советским фотографом, которого американская Киноакадемия пригласила на 60-й юбилейный вечер вручение премии «Оскар». Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза кинематографистов и Союза журналистов РФ и просто добрый друг больших звезд экрана, он никогда не забывал откуда был родом и просил, чтобы его называли всегда именно Николаем, а не Миколаем.
Фотограф с мировым именем, который всю жизнь снимал известных людей из мира искусств, умер 1 февраля 2007 года на 63-ом году жизни и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Остались фотографии, осталась память. Вдова фотографа Надежда Майданская для сохранения творческого наследства фотохудожника и пропаганды искусства фотографии создала Благотворительный фонд Николая Гнисюка.
Отметить гениального земляка, узнать о нем больше и увидеть собственными глазами прославленные фото и личные вещи Николая можно будет на выставке, которую устраивает Винницкий краеведческий музей совместно с вдовой фотографа Надеждой Майданской. На открытии выставки 12 января ожидают гостей из Киева и Москвы.