Новости культуры и искусства

Чарльз Тейлор: Мы свободны, если можем менять условия своего существования

Рубрика: Человек и общество -> История -> Литература
Метки: | |
Среда, 5 марта 2014 г.
Просмотров: 1239

Чарльз Тейлор

Неотвратимости нет. Чарльз Тейлор принадлежит к мыслителям, которые пока что отсутствуют в украинских философских энциклопедиях.

Однако на Западе этот канадский профессор хорошо известный — академик Канады и Британии; его книги (около двух десятков) выходили в престижных университетских издательствах мира — в Кембридже, Оксфорде, Гарварде, Принстоне, даже в славном своими литературно-гуманитарными открытиями франкфуртском «Зуркамфи».

В Украине увидели мир уже три книги Чарльза Тейлора — издательство «Дух и Буква» классифицирует их как произведения гуманитарной классики — «Этика подлинности» (2002), «Источники себя» (2005), «Секулярные сутки» (2013). В прошлом году «Этика подлинности» выпущенная вторым изданием, что для философских книг в Украине является исключением. Что же так настойчиво пробуют донести отечественному читателю издатели?

Чарльз Тейлор

Да, десять лет тому назад этот труд Ч.Тейлора вряд ли мог повлечь дискуссию. Тогда политическая культура украинского общества находилась на низших ступенях современного осознания, и большинство сроков, которыми оперирует канадский философ, просто не имели соответствий в нашей практике. С тех пор два революционных всплеска повлекли в Украине хотя бы массовое обсуждение интеллектуальной почвы модерного цивилизованного общества. А с тем — и понимание потребности учиться азам политической культуры, потому что, как пишет Ч.Тейлор, «вещи приобретают вес на основе понятности. Назовем это горизонтом».

Хоть как досадно осознавать, но украинские горизонты — несмотря на события последнего десятилетия — не подвинулись аж так широко, чтобы считать рассуждения Ч.Тейлора злободневными и сегодня.

Впрочем это не означает тщетность попыток издательства «Дух и Буква» достучаться до тезауруса соотечественников. Что-то мы начинаем понимать из основ здорового образа жизни, что-то благодаря техническому и мобильному развитию, кто бы лет 20 тому мог подумать, что у нас практически у каждого будет мобильный телефон, или смартфон например Phoenix http://flystore.ru/catalog/smartfony/fly_iq4410_quad_phoenix_silver/, а еще более невероятным был компьютер и ноутбук, но культурное развитие страны находится на низком уровне, нынешние болезни украинского общества требуют скорее хирургического вмешательства, чем предлагаемой Тейлором метод гомеопатии.

Чарльз Тейлор

Свою «Этику подлинности» он писал не для нас, а для западных граждан. Его беспокоила «потеря резонанса» в публичном обсуждении значимых для общества проблем и определенный упадок способности «диалогически признавать» правоту других и ошибочность собственных рассуждений. «Можно ли аргументированно разговаривать с людьми, которые увязли в мягком релятивизме, или с теми, кто, похоже, не принимает ни одной цели, высшей за свой собственный расчет»? — на этот отчаянный вскрик автора украинский читатель разве криво улыбнется: нам бы, мол, ваши проблемы. Но в том и отличие западной практической философии от отечественной: они исследуют будущую болезнь; наши же, по большей части, анализируют уже хроническое заболевание.

Фактически, Тейлор делает прививку против гипотетических последствий латентного процесса, какой он описывает формулой «индивидуализм + инструментальное мышление = опекунская власть». Собственно, то же когда-то сделал Джордж Орвел в романе «1984»: ярко изобразил негативные сценарии тогдашнего развития общества. Переоценить мировую заслугу британского автора трудно: «Орвел сыграл решающую роль в борьбе против тоталитарного сознания» (Леонидас Донскис. Власть и воображение. Студии по вопросам политики и литературы. — К.: Наследство, 2012). Возможно, когда-то что-то подобное будут говорить и о Тейлора.

И хоть — повторюсь — рецензированная книга демонстрирует в первую очередь возможности нашего завтрашнего мышления, немало тезисов и выводов весьма полезные для обдумывания уже в настоящее время. Например, Ч.Тейлор детально описывает механизм СМИ зомбирования, широко обсуждаемого в современной Украине: практика прессы и рекламы, скрыто направленная на «устранение потребностей, которые выходят за пределы личных интересов, служит именно исключению условий значимости, а следовательно вызывает тривиализацию». Хорошо ложится на украинскую дискуссию о социально-экономическом будущем (и «векторность» вообще) Тейлорова тезис о сиамских близнецах постиндустриальной цивилизации, рынке и государстве: «Мы не можем упразднить рынок, но мы также не можем осуществлять организацию нашей жизни исключительно через рынки. Их ограничение может стоить дорого; не ограничивать их будет пагубно. Управление современным обществом — это постоянное воссоздание баланса между требованиями, которые имеют тенденцию подрезать друг друга, постоянное нахождение творческих новых решений, когда предыдущие равновесия препятствуют».

Главное в книге Ч.Тейлора — это утверждение, что ничего неотвратимого в мире нет. Убеждение в противоположном, считает он, служит полностью конкретным политэкономическим интересам бизнес-элит, которые будут делать все, чтобы ослабить объединительную роль гражданского общества: «Механизмы неотвратимости срабатывают только тогда, когда люди разделенные и фрагментируемые». И эти механизмы неотвратимости — это именно то, что сейчас тотально навязывает своему народу нынешняя украинская власть.

Свобода как таковая, по Тейлору — это следствие свободного мышления, способности «не искать тенденцию, хотя бы куда она была направлена, а разорвать с искушением видеть необратимые тенденции и понять, что длится борьба, результат которого не определен». Идеальная цель такого интеллектуального вектора сформулирована автором почти поэтически: «Мы свободны, если можем изменять условия своего собственного существования, если можем господствовать над вещами, которые пытаются господствовать над нами».

Поделитесь в соцсетях:

Комментариев: 1

  1. 2014-03-05 в 23:48:28 | Комментатор 33
    ]]>]]>

    "...Мы свободны, если можем менять условия своего существования" Вынужденно живу в Италии, понала, что мы были свободны! Поистене свободны.. ДО БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ... Так как имели возможность и, что самое главное, ВСЕ имели РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ИЗМЕНТАТЬ ЧТО-ТО...Только изменениа мы называли улучшением жизни...мы менали уровень своих возможностей, имеа шанс карьеры и подьёма по социальной лестнице. После борьбы за независимость мы вынуждены были бежать от голода и начать СУЩЕСТВОВАТЬ...так как попали на территорию Тейлора. Можно понать его СУЩЕСТВОАНИЕ..ведь его учил капитализм, который даёт права лишь капиталу. Поэтому он и говорит о существовании, а не о жизни...так как жизнь на западе дана не всем. Улучшить своё существование и ты будешь свободен? Если ты не живёшь, а существуешь – разве это свобода? Нашла работу, но остальное закрыто. С одной стороны говорат, что нас никто за рубеж не звал, с другой умилаютса свободой перемещениа.Ты легко попала за рубеж, но не свободно! Разве может быть свободным то, что вынужденно? Тебе крупно повезёт, если найдёшь работу...зачастую не гарантирующую пенсию в будущем и не предвидащей ни отпуска (так как нет никакой гарантии, что теба примут назад после отпуска), ни воспитание собственных детей, ни свиданиа со своей семьёй и своими престарелыми родителами.. без прав на творчество Речь идёт о русскоговоращих, их песни не будут представлены на фестивлах, которые проводатса с целью ознакомлениа мира с Украинской культурой...значит их культура КУЛЬТУРА БЕЗДОМНАА?

    Вот такие размышлениа о культуре и игре слов. Привет Тейорпу.

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)