Поздняя украинская икона

Рубрика: Історія -> Образотворче мистецтво
Мітки: | | | | | |
Вівторок, 17 грудня 2013 г.
Переглядів : 10807

Поздняя украинская икона

Длительное время украинская икона находилась вне поля зрения серьезных специалистов, коллекционеров и экспертов, тогда как икона русская была объектом многочисленных исследований.

Немногие знают, что украинская иконопись (по крайней мере с XVI века) развивалась более динамически и во многом интереснее, чем русская, которая дольше находился под воздействием жесткого византийского канона. Украинские живописцы, находясь ближе к Западной Европе, первыми подхватывали новые веяния и в итоге создали уникальное художественное явление — позднюю украинскую икону.

Более того, и в настоящее время многие русские исследователи достаточно поверхностно рассуждают об украинской иконе. Пример — солидная «История иконописи», которая недавно вышла в Москве. Украинской иконе в ней, к величайшему сожалению, посвящено всего несколько страниц.

Увидеть украинскую икону XIV - XVII веков реально можно разве что в музеях. Если у вас дома есть икона «от прабабушки», вряд ли она окажется стариннее XVIII века. То же и в антикварных магазинах и салонах. Украинских икон вообще сохранилось мало, и виновата в этом сложная история нашей страны.

Поздняя украинская икона

Барокко — стиль, который изменил живопись эпохи Возрождения (Ренессанс). Барокковая икона отличается от византийской и ренессансной прежде всего объемом, движением, экспрессией, яркостью красок, богатством наряда.

Барокко в Украине начало развиваться с начала XVII века, особенно интересным было восточно украинское направление, что включали иконописные центры Киева, Полтавы и других городов Левобережья и Приднепровья.

Восточно украинских икон XVII века сохранилось немного. Одна из ярко выраженных барокковых икон — самая редкая за иконографией (сюжетом) «Богоматерь на престоле» — возможно, разновидность сюжета «Взятия в небеса». По крайней мере мы видели такой сюжет только в одном месте — знаменитом Сорочинском иконостасе на Полтавщине. Дева Мария с младенцем Иисусом изображены среди туч, в окружении четырех ангелов, которые держат символы Богоматери. В руках у Нее символ власти — государство и проросшая ветка. В иконе много динамика — в обращенных к престолу ангелах, во много украшенном золотом и серебром яркой сине-красной одежде, клубочных тучах.

Поздняя украинская икона

Поражает лик Марии: иконописец решительно отказался от традиционного «византийского» изображения Богоматери — в нем нет ни иудейских, ни греческих черт. Перед нами типичная украинка — полнолицая, розовощекая и добрая. Младенец тоже ничем не напоминает Иисуса, который изображается на русской и византийской иконах. Такая трактовка ликов и была характерной для восточно-украинского барокко рубежа XVII — XVIII веков.

По-другому развивалось барокко в западноукраинских землях. Львовские и волынские мастера отказались от внешней эффектности, заменив ее внутренней, что достигалась за счет драматизма, большого эмоционального напряжения.

Икона «Распятия» выявляет определенное сходство со знаменитым «Распятием» выдающегося украинского иконописца Иова Кондзелевича, хотя, конечно, уступает последнему за мастерством исполнения. Тот же драматический темно-синий, почти черный колорит, статичные позы Богоматери и апостола Иоанна Креста. Но лики и жесты персонажей преисполнены скорби и отчаяния, а на распятого, окровавленного Спасителя в терновом венке невозможно смотреть без боли в сердце.

Поздняя украинская икона

Икона «Христос в славе» имеет меньше барокковых черт. В XVIII веке украинские живописцы много экспериментировали, параллельно из барокко развивались стили рококо и романтизм. Икона тоже редкой иконографии: украинские изографы вообще намного более свободно трактовали канон, чем россияне. Обычно возле Спаса изображали Богоматерь и Иоанна Крестителя. Здесь Иисус показан в окружении четырех евангелистов — Иоанна, Матвея, Луки и Марка, изображенных традиционными символами: Ангел, Телец, Лев и Орел. В левой руке Спаситель держит символ царской власти, права — в благословляющем жесте. В ногах у него «щекастые» ангелы-херувимы. Композиция иконы напоминает «Богоматерь на престоле» — то же подвижное небо, то же угловое расположение персонажей. К сожалению, икона плохо сохранилась: потеряна одна из четырех дошек, из которых она состояла. Сейчас проведена только частичная реставрация (раскрытие из-под давней потемневшей олифы), но к моменту выхода статьи икона будет полностью возобновлена.

Поздняя украинская икона

Прекрасный образец украинского барокко — небольшая икона «Великомученица Варвара и Архангел Михаил». В иконе много света, воздуха, много движения; одежды святых и благословляющего Спаса в тучах словно развевается ветром. Живописание очень напоминает Сорочинский иконостас, но, скорее всего, икона написана в Киеве. Об этом свидетельствует подпись на обратной стороне кипарисовой доски: «Образ этот в дар и благословение, Первосвященником Виталием, Епископом Чигиринским, Настоятелем Киево-Михайловского Монастыря, Послушнику Иоанну Алексеенку в 1885 году июня 12 дня вторник».

Эта подпись уникальна: Виталий, епископ Чигиринский и настоятель Киево-михайловского монастыря, принял епархию в 1885 году после смерти Порфирия (Успенского), епископа Чигиринского, выдающегося историка, палеографа, путешественника и коллекционера, который много сделал для изучения древнего христианского искусства. Уже в то время икона была древней и уважаемой, оттого подписанная самим настоятелем и епископом. Это, конечно, был очень ценный духовный дар послушнику, скорее всего, молодому мужчине. (Справка для коллекционеров-начинающих: наличие подобной подписи на иконе резко повышает ее коллекционную ценность, а значит, и стоимость.)

Поздняя украинская икона

Отметим, что Киево-Михайловский монастырь знаменит еще и тем, что именно в нем хранились и до сих пор хранятся честные мощи великомученицы Варвары, перенесенные с Греции в Киев. Варвару и Михаила мы и видим на иконе, скорее всего, написанной и освященной в стенах этого монастыря.

Икона Святой Парасковьи Пятницы принадлежит к «народным» иконам конца XVIII века. Она интересна именно народным, наивным переосмыслением традиций позднего барокко. Редкая особенность иконы (опять же отступление от канона!) — меч в правой руке святой вместо креста или пальмовой ветки, которая изображена вместе со свитком в левой; крест же (символ мученичества) отсутствует совсем. С мечом обычно изображалась Святая Екатерина. Мы видим типично народное «перенесение» черт одной святой в другую.

Последняя четверть XVIII и начало XIX века — в Украине это время бурного смешивания стилей и направлений. Здесь уже нельзя говорить о «чистом» барокко, быстрее, о его элементах. Икон этого периода сохранилось достаточно много, их можно увидеть в домах и сельских хатах. Это, например, «Богоматерь Печерская» и «Святой мученик Дмитрий-воин». Печерская — это вообще древний и сугубо украинский сюжет, связанный с чудом, — этот образ сам проступил на стене Великоуспенской церкви Киево-печерской Лавры 1085 года. Кроме Богоматери и архангелов, на иконе изображены Антоний и Феодосий Печерский, основатели Лавры, которые приходятся к престолу. Элементы барокко здесь проглядывают лишь в трактовке одежды.

Икона Дмитрия-воина имеет много барокковых черт: монументальность фигуры святого, свободная одежда, которая развевается, но в целом обозначается влияние классицизма.

Классицизм — «реалистичное» направление в искусстве — пыталась развивать в Русской империи еще немка Екатерина Вторая, а потом и ее сын Павел. При Александре Первом в русской иконе это направление уже обозначалось очень сильно. Классицизм, понятно, кое-что обеднял икону, возводя ее до уровня светской живописи. Проник он и в Украину, однако местные художники сумели его творчески переосмыслить, наполнить элементами романтизма, исконно свойственного украинской иконе.

Яркий пример — чудесная за уровнем живописания икона Козельщанской Божьей Матери. Видно, что она написана мастером реалистичной живописи (т.н. академического), но назвать ее картиной никак нельзя. Слишком много в ней настроению — грустного и одновременно лирического, светлого: неотъемлемое свойство романтизма. Есть и ренессансные нотки: подобные картины-иконы писал, например, Рафаэль. К иконе напрашивается название «Украинская Мадонна».

Козельщанская — тоже сугубо украинский сюжет. В 1881 году икона прославилась многими чудодействиями в селе Козельщина Полтавской губернии. Ее список даже был перевезен в Москву, поставленный в церкви Казанской Божьей Матери и назван «Неисчерпаемая Благодать».

Еще одна икона, которая гармонично сочетает элементы романтизма и классицизма, — Баликинская Божья Мать. Это тоже сугубо украинский, очень редкий сюжет. Его особенность: Младенец держит в руке яблоко.

В конце XIX века в Украине появилась целая плеяда блестящих художников-иконописцев, лучшим среди которых был, безусловно, Николай Мурашко, что учредил целую учебно-иконописную мастерскую. Работали в Украине и такие выдающиеся мастера, как Врубель и Васнецов, — писали иконы, расписывали соборы в Киеве.

Украинские иконописцы умели создавать и в «школьной» русской манере, прежде всего изографы Киево-печерской Лавры, которая, начиная из середины XVII века и вплоть до революции 1917 года, была могучей ячейкой иконописи в Украине. Икона «Успения Киево-печерской Лавры», тоже древний украинский сюжет, как раз принадлежат к таким. Образ не уступает русским аналогам ни качеством проработки позолоченного фона, ни утонченностью росписи одежды, ни миниатюрностью ликов.

В конце XIX — в начале ХХ века иконопись в украинских селах приобрела массовый характер. Иконы писались на рождение и свадьбу, на поминки. Такие «народные» образы, часто с наивным переосмыслением персонажей, не выделялись особенным мастерством выполнения, но нередко были пронизаны глубоким чувством. Такой является икона Святой Параскевы Пятницы. Этих икон как раз сохранилось много, они не очень высоко ценятся, зато сполна отображают народный дух православного украинского благочестия.

К сожалению, в небольшом обзоре мы не можем даже частично передать целостную картину украинской иконописи, могучих духовных поисков нашего народа. Передать словами живопись или любое другое искусство невозможно, его нужно увидеть, принять, прочувствовать. Украинская иконопись - явление уникальное, вплоть до самого прерывания традиции событиями 1917 года и дальнейшего разгула атеизма, который продолжается.


Поділіться в соцмережах:

Залиште коментар! (Коментар з'явиться після модерації)

Не реєструвати

Премодерація - коментарі проходять перевірку.

Вкажіть email та пароль.
(Якщо Ви хочете зареєструватися Вам потрібно буде підтвердити еmail.)



(обязательно)