
Достаточно ли говорить, что эту книгу нетерпеливо ждали все почитатели творчества Любка Дереша. Десять лет тому назад дебютировал его романом "Культ", который оказался полностью новым явлением в украинской литературе.
Дереш выдал одну за второй несколько книг — и внезапно умолк. О причинах этого молчания ходили разные слухи, и наиболее достойным внимания кажется предположение, что Любко положил себе найти другой подход к осмыслению мира, и к собственному творчеству. Многие начали думать что Любко забросил творчество писателя и решил отдохнуть. Но нет, и вскоре он удивил своих читателей и поклонников неординарного творчества.
И вот результат напряженного труда, который длился пять лет, — роман "Голова Якова". Как водится, все начинается с интриги: главному герою, тому самому Якову, который, как оказывается, является гениальным композитором, но никому в этом не сознается, заказали написать симфонию к открытию "Евро-2012".
Интересно, что сами заказчики пожелали остаться неизвестными, в романе их называют "большие темные отцы".
Зачем этим темным и ужасно засекреченным отцам симфония, понять трудно — по-видимому, для того, чтобы заинтересовать читателя. Почему гений-композитор не хочет браться за написание этой симфонии, хоть за нее ему обещают "большое темное бабло", тоже не совсем понятно. Одно слово, не роман, а сплошной вопросительный знак.
Впрочем, уже в самом начале догадываешься, что важно не это. В предисловии, которое называется "Легальный вход в летальный выход", Издрык деликатно направляет читателя в нужную сторону: оказывается, "эта книга для автора является таким себе второстепенным эпизодом в невидимом для нас процессе самосовершенствования". Конечно, с этим согласится каждый, кто читал книги Дереша: во всех его романах прослеживается, как высказался этот-таки Издрык, "поиск своего "я", — впрочем, не просто поиск, а попытка найти выход в то, что на йоговских форумах в Сети зовется "Инобытие", "Просветление" и даже "Нирвана". Интересно, что для достижения этой цели персонажи удаются не к медитации или голотропном дыханию, а пытаются войти в нирвану так, чтобы было и дешево, и сердито. Уже в первом романе такой себе Юрко Банзай экспериментирует с ядовитой плесенью, пытаясь добыть ЛСД (кто не знает: это такой наркотик), выращивает на подоконнике дома грибы-псилобиты или поглощает мухоморы. Эффект быстрый и, надо сказать, поразительный: парень попал к реанимации, а "все, что не было закреплено в его кишечнике, выплескивалось из обоих выходов". Впрочем, в романе "Намерение"! Дерешь все-таки исправил эту ошибку: его герой внезапно получает чрезвычайные способности и уже без помощи любимых грибов переходит в параллельные миры, — правда, в это никто не верит, даже любимая с залихватским наименованием Гоца Драла. В целом, герои Любка Дереша недовольны миром, в котором живут, недовольные его абсурдностью и до срочностью, тем, что это примитивный и убогий "мир объектов" (Бердяев). И в то же время каждый из них знает, что этот мир — только часть высших, непостижимых уровней существования, где все не так, как здесь, а главное — те высшие уровни расположены на расстоянии протянутой руки, войти туда просто, надо только знать КАК.
Читатель, какой осведомленный с современной массовой литературой, очень быстро начинает подозревать, что творчество Дереша — сугубо культурный артефакт, который вырастает из писаний Станислава Грофа, Карлоса Кастанеды, Стивена Кинга и других авторов подобного рода, и что недаром кто-то из рецензентов прозвал Дереша "гениальным плагиатором". И все же, невзирая на всю эту очевидную вторичность, в Дерешевых книгах есть то, что стремительно влечет читателя, — свежесть мысли, молодецкий запал и, хоть как это странно, философская глубина. Яков — своеобразное перевоплощение предыдущих персонажей Дереша, итог их поисков того "легального входа". Герои нового романа порою экспериментируют с галлюциногенами и тоже не совсем удачно. И что же они видят? Дерешь о том не пишет, и можно догадаться, что приятного мало. "Показывай еще, Господи, — просит одна из героинь, наглотавшись ЛСД, — показывай, какая я. Показывай, чтобы знала как жить". А потом: "Ой, не показывай, Боженько, что будет, ой, не показывай, а то страшно, страшно смотреть, ой как страшно". А зачем же тогда просила, спрашивается? Еще одна героиня доходит к выводу, что "меня нет, а этого мира в действительности не существует". И вообще: "Вопросы, которые ставит жизнь, порою удивляют своей абсурдностью". Впрочем, для Якова все эти стадии уже позади. Его поиски автор подытожил басней об одном олигархе, который потратив много сил, добрался до затворника, который жил где-то высоко на горах, чтобы узнать "большой секрет жизни". И что же тот затворник олигарху сказал? А вот что: "Секрет жизни в том, что жизнь — это большая река". А когда олигарх вспылил из такого ответа, затворник наконец отважился и открыл ему тот секрет. Оказывается, "жизнь — это не просто река. Это — очень большая река".
Можно было было бы сильно посмеяться из этой притчи, если бы не означала она то, что на самом деле истину не знает никто, даже мудрецы. Что все попытки постигнуть этот мир, существование и собственно "я" оказываются напрасными. И что Дерешов герой (а, может, и автор?) очутился на перепутье, где нет никаких ориентиров. Одно слово, сугубо неопределенная ситуация.
Критика неблагосклонно встретила новый роман Любка Дереша. На протяжении нескольких месяцев на страницах журналов и интернет-ресурсов появилось несколько рецензий, в которых авторы предъявляли претензии Дерешу, что за пять лет можно было бы написать что-то более основательное, да и вообще, о чем эта "алхимическая комедия"? Корили немного и за манеру письма. Действительно, странным кажется то, что каждый раздел оформлен православными молитвами церковно-славянским языком с нотами, тогда как в романе идет речь о вещах, более близких к йоге и буддизму, а не к христианству. И, как уже заведено в "Клубе семейного досуга", редактирования хромает на обе ноги: в тексте случаются разные ляпы, русизмы. Впрочем, написан роман с сугубо дерешевской легкостью, умело и прозрачно, да и читается, надо признать, с неослабным интересом.
Чем же закончилась вся эта причудливая история? А тем, что в конечном итоге герой сел на ишака, словно тот Иисус Христос, и поехал себе прочь. Куда? А куда глаза глядят. Может, искать тот "секрет жизни", а, может, и просто так. Жил себе, жил, а потом взял да и направился куда глаза глядят. Как вот в Антонича: "Цвести, гореть, проходить, оставлять все, идя в неизвестное". А почитателям Дерешевого творчества остается только еще раз взять в руки эту книгу и перечитать ее, чтобы наконец открыть тот глубинный, скрытый смысл, до которого так и не докопалась критика.