
Любомир Левицкий режиссер фильмов «Штольня», «Ломбард», «Тени незабытых предков». Наш разговор с Любомиром о судьбе украинского кино и не будем спорить о вкусах.
- Какие ваши любимые фильмы?
- Это фильмы двух категорий: очень серьезные драмы наподобие «Зеленой мили» и развлекательное кино - как образец для учебы и вдохновения. Если отстать от технологий, то можно долго очень догонять.
- Вы пытаетесь просвещать, воспитывать зрителей через свои фильмы?
- Правда в том, что аудитория, которая ходит в кино, - не хочет думать. Делается упор на визуальное, а не на смысловую часть. И я очень рад, что в Голивуде уже есть режиссеры, которые балансируют между массовым и интеллектуальным кино. Примером является фильм Криса Ноланда «Начало». Я считаю, что кино надо снимать моральное. Не воспитывать человека, потому что некогда кино не будет перевоспитывать человека, а напоминать о жизненных ценностях. Кино может принести новую мысль, новый опыт. Но если человек убивал, грубо говоря, то он и дальше будет убивать. Мы можем только давать правильное, позитивное настроение. Много хороших фильмов появилось за последнее время и еще один плюс в том, что посмотреть Фільми онлайн не составляет особого труда, человек наделен всеми комфортными возможностями и условиями для познания чего-то нового.
- Над чем вы сейчас работаете?
- В Казахстане мы снимали фильм в стиле «Константина» - «Хранитель ада» (в главных ролях - Светлана Ходченкова и Лиза Боярская). Должен сказать вам, что там кинематограф в три раза худшего состояния, чем наш. Наш следующий проект - это голливудский фильм с украинскими корнями. Это будут «Тени незабытых предков», поданные по-другому: история о козаках-характерниках, мистических воинах, которые были одним из 99 племен, разбросанных по земли. Но заинтересовать американских тинэйджеров только козаками-характерниками невозможно, поэтому в фильме замешены и индианцы.
- Готовы ли вы снять фильм о Евромайдане?
- Я дал себе слово не снимать о событиях в Украине лет десять. Иначе это будет спекуляция на этой дорогой цене, которую заплатили наши молодые ребята. У меня рука не поднимется снять такой фильм. А вторая причина - мы еще не знаем окончание фильма. Может, все еще закончится хорошо и это будет классная комедия, а в конце - известный саундтрек: «ла-ла-ла-ла-ла». Хотя, возможно, рынок пресытится и зрители потеряют интерес к теме. Сейчас уже существует столько снятого: куча «треша», конечно, но есть и документальные фильмы.
Я все больше удивляюсь, насколько актуальным на сегодня является Шевченко. В каждом стихе - современность. Было бы интересно создать фильм о «Кобзаре» как закодированную книгу.
- Как можно развивать украинский кинематограф? Украинский зритель избалован дорогими зарубежными фильмами. Сможет ли украинское кино произвести свой конкурентный продукт?
- Единственная проблема - это бюджет. Качество - это всегда вопрос денег. Надо искать спонсоров, или второй вариант - это ко-продукция. Снимать истории, понятные, как в Украине, так и заграницей и с привлечением иностранных партнеров. Тогда у вас есть гарантия, что фильм купят, хотя-бы, в тех странах, которые участвуют в проекте. Пока - это лучший путь украинского кино. Но я могу спрогнозировать, что еще года 4-5 отечественное кино будет на плохих позициях.
- Вы сотрудничаете с Министерством культуры?
- Однажды сотрудничал, это была работа над фильмом «Ломбард» - украинские «карты, деньги, два ствола» - и большего желания сотрудничать у меня нет. Хотя, если что-то системе изменится, я буду первым, кто предложит делать что-то вместе.
- Как можно молодому артисту попасть в ваш фильм?
- Для меня это социально важная тема: во всех моих фильмах должны играть украинские актеры. Как и раньше, мы будем проводить открытые кастинги, и шанс будет иметь каждый. Вот, например, актера Влада Никитюка, который сыграл демона в «Тенях» мы найти через Интернет.
- С чего начать съемку фильма человеку, который хочет создавать кино, но ничего для этого не имеет?
- Начать надо с визиток. Напечатайте 200 штук, укажите там: режиссер или кинорежиссер, или оператор и раздайте всем своим друзьям. Запомните этот момент, когда вы твердо захотели стать режиссером. Это точка невозврата для вас, потому что все уже знают, кто вы есть. А дальше следует заниматься коллаборацией, искать тех, кто ищет вас. Если в кино и есть проблемы, то это проблемы со сценариями. Не потому, что талантливых людей нет. Их много, но они - как необработанные драгоценные камни. Нет школы сценаристов. Мы пытаемся решить эту проблему и в следующем году планируем открыть школу - 3-4 месячные курсы сценического мастерства с привлечением американских специалистов. А потом можно проводить учебу дистанционно. Когда есть сценарий - кино готовое, осталось только снять.