
Барды не устают ни душой, ни телом. Чего и нам желают. В первый раз «Фиеста», фестиваль бардовской песни, состоялась 1995 года в селе Снитинка, во второй раз — в Конча-Заспе, под хутором Мриги. А следующие семь, как и нынешняя, — около Забирских озер под Бояркой, под роскошными кронами боярского леса, посаженого в год отмены крепостного права...
Со слов организаторов «Фиесты» — руководителей Киевского клуба авторской песни «Дом» Александра и Маръяны Лавочник, как место проведения, так и сама идея фестиваля возникли, собственно говоря, кое-что спонтанно. Просто хотелось сделать свято, которое собрало бы всех небезразличных и предоставило им возможность быть услышанными. На концерте, каким бы масштабным он не был, это сделать просто невозможно — бардов у нас действительно много. Поэтому и потянулись вереницы людей с гитарами и рюкзаками на природу.
Ток для аппаратуры и освещения сцены фестиваля дает бензиновый генератор (именно количеством бензина и ограничиваются часовые рамки гала-концерта)... За составом гостей и участников «Фиеста» давно уже вышла за рамки Киевского или даже всеукраинского фестиваля — здесь часто присутствуют и гости из стран «близкого зарубежья». Что же касается количества, то, например, нынешняя «Фиеста» собрала около тысячи гостей: авторов, исполнителей, слушателей. «Фиеста» — это не только концерты, но и творческие мастерские, занятия в которых проводят известные барды — метры авторской песни ( в этом году — Николай Черневский, Тимур Бобровский, Игорь Жук, Инна Труфанова, Вадим Тупчий, Олег Рубанский и другие). Руководители мастерских — лауреаты многих самых разнообразных фестивалей (Первого всесоюзного фестиваля авторской песни «Саратов-86», луцких фестивалей «Оберег» 1991—1994 годов и тому подобное).
— В настоящий момент существуют достаточно-таки много фестивалей авторской песни, — говорит один из руководителей творческих мастерских Николай Черневский, кандидат технических наук; автор-исполнитель, который создал экспериментальный театр авторской песни ЭТАП. — Но большинство из них, в соответствующем значении, имеет кое-что формальный характер: это своеобразная игра-тусовка клубов авторской песни — с полуфиналами и финалами, жестким конкурсным отбором, громкими званиями, солидными наградами и другой подобной атрибутикой. Эта создана еще в советские времена система КСП (клубов самодеятельной песни) работает и в настоящий момент. Но, как правило, реально сильные авторы-исполнители в подобных фестивалях принимают участие нечасто. Ведь объединение в клубы — это для «молодежи, которая учится». Именно в этом заключается главное отличие фестиваля «Лесная Фиеста». Здесь нет конкурсов, в которых необходимо победить по любой цене, нет призов, наград (кроме аплодисментов зрителей, конечно), громких званий, которые гарантируют выход на какие-то высшие официальные уровни. Потому что изюминой именно этого фестиваля является то, что человек отбывает отсюда духовно обогащенным. Именно это — важнейшее. Кроме того, лишь здесь есть возможность более «узких» в количественном, но вместе с тем и более глубоких в духовном плане концертов около очага. Главной их особенностью является желание не столько себя показать, сколько послушать других. Кроме того, еще одной особенностью, которая отсутствует на всех других фестивалях, являются творческие мастерские — своеобразные экспресс-школы под открытым небом... Отличается «Лесная Фиеста» еще и тем, что здесь абсолютно никакого значения не имеет язык выполнения или стиль и направление, в котором работает автор. Главное — чтобы песня находила отзыв в душе...
... Сначала состоялось детское отделение концерта: изменение растет талантливая и отданная! А ближе до полуночи участники и слушатели собрались вокруг ярко освещенной сцены. Описать этот концерт с его мощной энергетикой просто невозможно — это нужно слышать и видеть! Скажем лишь, что мастерству владения музыкальными инструментами и искренности выполнения действительно может позавидовать любая самая престижная профессиональная сцена. Традиционно считается, что бардовская песня — русскоязычная, под гитару. Но на «Фиесте» звучали песни и украинским, и английским языками. Относительно инструментов, то рядом с гитарой здесь давно уже прижились и саксофон, и свирель, и бубен, и даже флейта. А, высказываясь современной терминологией, хед-лайнером в этом году был бандурист, автор и исполнитель Эдуард Драч. Когда же приблизительно о 4 утра умолк генератор, высосав последние капли горючего, концерт, как костер на сияющие искры, рассыпался на множество маленьких концертов около очагов. И опять звучали гитары, и соло новых песен изменялось хором песен хорошо известных и любимых.
А коллективное пожелание руководителей творческих мастерских участникам и зрителям «Фиесты» звучало так: «Человек живет среди людей... Но часто об этом забывает, потому что живет среди суеты. Если человек ищет то, которое помогает осознать жизнь саму среди людей, значит, что-то главное осуществилось и у человека, и в «Фиесты». А если приходит просто «оттащиться» (хотя это также допускается), то лучше это делать в другом месте. Поэтому хочется пожелать, чтобы не было разочарование в «Фиесте» и, чтобы она всегда оставалась праздником души и общения...»
Марина Крамар — «мама» «Фиесты» — прибавила: «Жизнь состоит из маленьких побед и просто дел. Если не устал их делать — это и есть наибольшая победа... Поэтому желаю всем не уставать — ни телом, ни душой!»
*Фиеста: (исп. fiesta = лат. festus — праздничный) религиозный праздник в Испании; в испаноязычных странах — свято, карнавал; яркое празднование...
Радислав КОКОДЗЕЙ.