
Задание моды, как и искусства, — доказывать, что Любая форма тела прекрасна. Теперь такое многозначное понятие как «тренд» — движущая сила моды. Едва или не вся модная индустрия вынуждает человека подгонять свое тело под эталонные формы, а в традиционной одежде было как раз наоборот
Все решали не эталоны, а пропорции — в такой одежде человек становился загадочным, — считает исследовательница фольклора, выпускница кафедры культурологии Киево-могилянской академии, автор этнобренда «Gama Wear» Любовь Гук. Недавно она презентовала свою коллекцию вновь созданной одежды, пошитой по этническим мотивам, проведя фотосессию моделей в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара».
Современная мода и будущее традиционного стиля.
Главной идеей Любови Гук стало сделать одежду проще, свободнее и удобнее. В данном случае понятие «свободы» рассматривается не как раздевание, а как свобода выбора собственной образности, как обеспечение свободных движений для тела, и наконец, как то, что может защитить тело от постоянного публичного визуального контроля. Фольклорный строй сделан так, что любая фигура приобретает гармоничные пропорциональные связи с одеждой. Таким образом достигаются уже упомянутые цели: мы защищены и сбалансированы. В традиционной одежде человеческое тело трудно распознать через одежду, трудно догадаться, у кого какие формы. Человек становится в то же время загадочным и простым.
В одежде Любови Гук главными являются элементы «этно», которые постепенно просачиваются в повседневную одежду. Это происходит в первую очередь через форму. Мало того, что мы к этому тяготеем, ведь среди нас еще много носителей этнокультуры, ее вообще трудно назвать для кого-то далекой просто в силу своей яркой действенной образности. Если взять любой этнический элемент и сделать его максимально абстрактным, то фактически он будет читаться всеми, за счет многих факторов — определенных архетипических мотивов (вспомним Юнга), за счет своего отличия от массово тиражируемого продукта. Даже если нельзя идентифицировать, чей это фольклор: африканский или украинский.
В одежде Любови присутствуют больше абстрактного «этно». Когда создаются максимально абстрактные вещи, стираются детали, то работают уже абсолютно другие факторы. Видоизмененная вышивка и орнамент тоже кодируются и их легко могут прочитать группы носителей. Если от этого абстрагироваться и создать максимальную абстракцию, то там уже будет работать фактура ткани или же цвет, в то же время детали здесь уже будут неважными. Большое значение Любовь придает аксессуарам и изделиям ручной работы в этно стиле.
Увлечение дизайном одежды началось с того, что найти хорошую одежду по доступной цене стало фактически невозможно. Трудно было найти то, что устраивало дизайнера. Оказалось, что существует такой парадокс: самая простая вещь будет стоить максимально дорого. Казалось, должно быть наоборот за логикой. Допустим, самая банальная майка без каких либо деталей стоит дороже расцвеченной украшенной различными украшениями. Сделать тот же декор дороже — это отдельная работа, материал, техника, и так далее.
Перевернутость логики на нашем рынке фактически вынуждает взяться за иглу с нитью и создавать для себя такую одежду, которая будет устраивать во всех аспектах. Качественная работа всегда возникает из прагматики, если нет актуальной проблемы, которая порождает творчество, то и само творчество фактически бесполезно.
Первым элементом одежды, которую пошила Любовь Гук, стала юбка. Несмотря на моду, современные макси-юбке сделаны максимально неудобно, их длина иногда экстремальная; для людей, которые передвигаются по городу общественным транспортом, такая одежда является своего рода экстримом. Она просто не подходит для города.
Современная высокая! Мода в целом грешит тем, что постоянно отчуждается от реальности. В результате мы имеем целый вагон метро людей, которые одеты в одинаковые джинсы и куртки. При этом эти джинсы из десяти подойдут, возможно, трем, а другим семи придется эти джинсы подгонять под свое тело.
Человек в такой одежде зачастую чувствует неудобство своего тела. Это последствия работы «общественного глаза», в публичном пространстве все на тебя смотрят, ты тоже смотришь на них. Это ситуация, которая вызывает много противоречий. В то же время одежда по идеи должна защищать тело человека и дарить внутренний комфорт. На него полагается задание обеспечить тебе соответствующую (желательную) образность. Ведь в большинстве случаев человеческое тело — это неправильное тело. А современная мода ориентируется на какую-то вымышленную «правильность» или совершенство, которых фактически нет. Принципиальная позиция Любовь Гук — одежда не должна быть вещью в себе, одежда нужна для того, чтобы подчеркнуть образ человека, не больше и не меньше.
В традиционной одежде даже в самом бедном костюме человек не будет выглядеть "голым", в ней окружающие не смогут определить объем твоих бедер, например. В пропорциях все складывается таким образом, что даже вопрос о каких-то параметрах тела не возникает.
На создание этно-одежды Любовь Гук вдохновили фольклорные мотивы, и не только украинские. Африка кстати, очень богатая фольклором, люди там склонны обходиться самыми простыми вещами. Например, в тех бедных племенах, где нет ничего, кроме куска хлопка, могут создать прическу из крышечек из-под «Пепси-колы» с фантастической композицией на голове, или невероятные украшения из бисера. Они обходятся минимумом, используя простые вещи и из всего демонстрируют настоящие чудеса формотворення. Никаких технологий, только воображение.
Украинский сельский фольклор к 19-у столетию тоже вдохновляет дизайнера, а вот городской, очень перегруженный. Вдохновляет пошаровость аутентичной одежды, вдохновляют его формы. Та же керсетка учитывает периоду жизни женщины, поэтому ее фактически можно носить с детства и вплоть до старости, она универсальная. Это не тот случай, когда сегодня я себе нравлюсь и могу это одеть, а завтра так не выйду. В этом случае одежда делается так, что в любом случае она будет хорошей и человек будет красиво выглядеть в ней. Одежда была качественной и долговечной, особенно через грубую фактуру. Кстати, опыт показывает, что чрезвычайно малому количеству людей подходят, например, платья из сверхтонких тканей.
Творческие планы
Любовь Гук планирует работать и создавать в том же ключе, однако расширить цветной спектр тканей, хочет поработать с настоящим полотном. С мешковиной уже есть работы. Дело в том, что грубое полотно держит форму. Еще Любовь планирует видоизменять непринципиальные элементы декора и работать с базовыми фольклорными формами, здесь работы с вариациями еще не начатый край, все нужно проверять на практике, насколько это отвечает требованиям нынешнего времени. Также есть идея создать "украинскую амазонку" за счет видоизменения украинского мужского костюма — тех же шаровар. Это нетрудно сделать в первую очередь за счет универсальности этой одежды. Одной из задач является расширение количества самих единиц и создать что-то вроде бренда.
Будущее у одежды с этномотивами
У самого концепта «этно» есть будущее только в том случае, если оно не только приспособится к современным реалиям, но и модифицируется на конотативном уровне — то есть на уровне значений, какие мы вкладываем в слово «этно».