
5 августа исполняется 160 лет со дня рождения Ильи Репина. «Суть искусства заключается в его обворожительности. Все недостатки, все можно простить художнику, если его творение очаровывает». Эти слова Ильи Репина в полной мере касаются и его самого.
Хотя, по большому счету, Репину и прощать не было чего. Он пытался быть искренним в жизни и творчестве. Просто эти попытки трактовались по-разному. Западная критика называла его гениальным живописцем, засчитывала к когорте избранных. Тогда как их коллеги из советской России — идеологом социалистического реализма, остросоциальным художником. Когда Илья Ефимович писал картину «Бурлака на Волге», то проникался, быстрее, творческими, техническими проблемами. На Западе эту работу назвали «самой солнечной картиной» Венской всемирной выставки. В России же ее длительное время ценили за показательно социальный сюжет...
Илья Репин родился 5 августа (за новым стилем) 1844 года в местечке Чугуев Харьковской губернии в семье военных поселенцев. Первые азы занятия живописью получил в местной школе военных топографов, потом учился у иконописца Бунакова и уже с 15 годов выполнял заказ на иконы и церковную роспись. Впоследствии живописная, но провинциальная Харьковщина для таланта Репина стала маловатой — он отправляется в Петербурга, где поступает в художественную школу, а затем и к Академии искусств. Одним из первых весомых отличий Ильи Репина стала Большая золотая медаль, которую он получил за свою дипломную работу «Воскресшие дочки Иаира». Одним из бонусов этой награды стало также право на поездку за границу, которой Илья Ефимович пренебрегать не стал: он жил и работал в Италии, Франции... И писал картины, от которых перехватывало дыхание даже у людей, далеких от искусства. «Искусство я люблю больше добропорядочности, — сознавался Репин. — Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница — неизлечимо. Где бы я не был, чем бы не развлекался, как бы не увлекался, чем бы не наслаждался — оно всегда в моей голове, в моих желаниях, лучших, самых заветных».
Вступив к Обществу передвижных художественных выставок, он начал работать еще активнее. Уже в 1891 году в залах Академии искусств на персональной выставке Репина экспонировались 300 его полотен! Творчество, к тому же, никоим образом не мешало художнику быть активным гражданином своей страны. Он выкладывает в Академии искусств, дружит из Львом Толстим, в 1904 году Репина вместе с Чеховым, Короленком, Стасовым избирают почетным членом Московского литературно-художественного общества, он ставит свою подпись под требованием срочного и полного обновления государственного строя, в 1907 году художник становится членом-корреспондентом Сербской академии наук и искусств в Белграде.
Репин прожил долгую жизнь — 86 лет. И успел действительно много, как в количественном, так и в качественном смысле. Сегодня его полотна украшают самые известные музеи мира. И вместе с другими гениями он по праву царствует на олимпе изобразительного искусства мира. Творчество Репина называют панорамой русской истории второй половины ХІХ века. В его творческом активе — портреты русских писателей Толстого, Тургенева, Горького, Писемского, композиторов Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова... Он создал обиды своих коллег-живописцев: Суриковая, Крамского, Васнецова, Куинджи, Шишкина, Серова... Именно в его интерпретации запомнились нам еще из школы лица больших ученых Менделеева, Павлова, Сеченова, Бехтерева, хирурга Пирогова...
Самые известные его картины в других жанрах — это «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», в народе это полотно известно как «Иван Грозный убивает своего сына». С узнаваемостью с этим полотном могут смело соперничать картины «Запорожцы пишут письма турецкому султану», «Не ожидали» и много других.
Старея, художник продолжал удивлять. И это — еще одно доказательство его мощного, безудержного, настоящего таланта, который не позволял расслабляться, удобно умостившись на лаврах. Апогея импрессионистически живописной свободы — а одновременно и психологизму — его творчество достигает в портретных этюдах для Государственного Совета . В загадочной картине «Какие пространства!» — молодая пара на березе залива Невы — Репин не скрывает своего отношения к новому поколению в свойственной для него манере «любви-враждебности».
Последние тридцать лет жизнь Илья Репин прожил на своей даче в «Пенатах». Там его посещали Куприн, Стасов, Маяковский, Бунин... Оттуда он ездил к Ясной Поляне, где писал портрет Толстого, в Рим — на Всемирной выставке экспонировалась его картина «17 октября 1905 года», туда художнику поступило сообщение о том, что его засчитали к Финляндскому художественному обществу, там он начал новый цикл на евангельские сюжеты и задумал картину «Гопак», посвятив ее памяти Мусоргского... Там он умер 29 сентября 1930 года, оставив после себя несколько сотен роскошные полотна и огромную загадку большого гения.
Алла ВЛАСОВА