
Премьера ленты «Ойра» на Черкащине в ноябре прошлого года проходила в три этапа: первая партия зрителей посмотрела, вышла, зашла вторая, а под дверями Дома культуры уже топали следующие... Факт такого аншлагу в третьей степени случился не на индийской мелодраме и не на американском блокбастере.
«Ойра» — это художественный фильм режиссера-любителя Владислава Чабанюка, в котором снимались и которому так или иначе способствовали те же люди, которые тогда штурмовали местный кинозал. В столичном же Доме кино состоялась презентация творческого дуэта Владислава Чабанюка и Анны Яровенко: Владислав представлял свою «Ойру», Анна — документальную ленту «Киномания», фильм о фильме, рассказ о том, как человек, невзирая ни на что, делает свою мечту действительностью.
Собственно, не заинтересоваться Владиславом и его фильмом Анна Яровенко просто не могла, поскольку этот мужчина может смело претендовать на звание «Герой нашего времени». Режиссер-любитель Чабанюк снял 11 художественных фильмов, свыше полутора десятков научно-популярных и документальных лент, большинство из которых является лауреатами разнообразных фестивалей. Азы киноискусства Владислав постигал во времена учебы в Винницком пединституте. Мечтал, правда, об операторском факультете в совсем другом вузе, но вступил к педагогическому, и, в честь этого и, чтобы не слишком огорчался, утешенные родители подарили своему студенту кинокамеру. Работая учителем истории, Чабанюк организует студию «Мальва». Процесс кинопроизводства был настроен от «а» к «я»: дети сами шьют костюмы, делают декорации, сами снимаются в картинах, работают осветителями... Не бросил свой захват кино Владислав и тогда, когда возглавил Государственный историко-культурный заповедник «Трипольская культура». И ошибается тот, кто думает, будто все у режиссера-любителя по этому делу складывается гладко, без проблем, а под дверями «Мальвы» выстроились спонсоры, готовые профинансировать дежурную идею «Кулибина от кино». Бюджет получасовой «Ойры» — полторы тысячи гривен. И взял их Чабанюк из собственных сбережений — собирали с женой на стиральную машину, но любовь к кино оказалась сильнее нормального желания завязать наконец со стиркой вручную. Жена Людмила не только поддержала мужчину, но и помогала потом во время съемок.
Благо, на натуру тратиться не нужно было — снимали в родном Легедзине и окружающих селах. Костюмы — юбки, плахты, сапоги, галифе — сносили жители села, помог и Уманский краеведческий музей. Свадьбы главной героини — а лента достигает сюжетом во времена Первой мировой — снимали в доме-мазанке, которой свыше 150 лет. Актеров Владислав отбирал сам. Из шести претенденток на роль Гане, которая вышла замуж за нелюбимого, киношная судьба в лице Чабанюка улыбнулась студентке Уманского педунивирситета Валентине Лелеко. Те же, кому в кадре пока еще места не нашлось, также помогали как могли: транспортом, советом, каким-то предметом народного потребления далеких 20-х годов, просто хорошим словом.
Свою «Киноманию» (заказчик — Минкультуры, производитель — ГО Западно «Европейский институт») Анна Яровенко снимала в рамках проекта «Любовь — это...». «Есть фильмы, которые для денег, — хотя я всегда выкладываюсь на полную, а есть фильмы для души, — говорит Анна. — Так вот, «Киномания» — это стопроцентно для души. Во время работы над «Киноманией» я отказалась от четырех предложений — трех русских и одного украинского. И не жалею. Поскольку это действительно было того достойно».
Сегодня, после успешной премьеры в Доме кино, авторы обоих фильмов надеются на счастливое фестивальное будущее и «Ойры», и «Киномании».