
Дизайн играет почти ключевую роль в восприятии пространства и вещей. Он может быть не только красивым, но и содержательным.
В народном искусстве эту содержательность создают орнаменты и символы. Нам стало любопытно, есть ли среди участников Всеукраинского конкурса дизайна под названием Ukrainian Design : The Very Best Of, он проходил этим летом, те, кто использовал такую символику. Скажем сразу, этих работ немного, однако кое-что разыскали...
Графический дизайн. Фирменный стиль
Среди фирменного стиля компаний простотой и лаконизмом отметился дизайн лого Всеукраинского благотворительного фонда «Дорога будущего», которую разработало бюро графического дизайна «Артель Артемовых».
Как говорят сами дизайнеры, они с самого начала ставили цель разработать символ на основе украинских традиционных мотивов и какой бы отвечал названию и главным направлениям работы фонда, а именно: организация этнических, экологических и художественных фестивалей для детей, образовательных мастерских и тренингов для молодежи и учителей, адресная благотворительная помощь больным деткам и заведениям для детей, лишенных родительской опеки, и тому подобное.
Идея предложенного лого — полотенце, украшенное фигурками людей, которые держатся за руки. Благодаря своей форме, полотенце всегда ассоциируется с дорогой и жизнью. Оно символизирует чистоту, очистку, святость и великодушие, защищает от всех бед. В течение веков полотенце играло важную роль во всех ритуальных мероприятиях: рождение, крещение, свадьба, проводы в дальний путь или на войну. Полотенце — символ пожелания счастливой судьбы и воспоминаний о доме, также является талисманом удачи. Идея полотенца усиливается продолжением лого на обратной стороне визитной карточки, таким способом символизируя дорогу будущего.
Логотип и фирменный стиль для словацкой компании Yukka, которая производит фруктовые букеты и конфеты из свежих фруктов, разработанные Дарьей Подольцевой. За основу дизайна взято стилизованное изображение такого букета сверху. А сам букет очень напоминает давний символ дерева жизни, которые часто находят на старинных украинских полотенцах и крашенках.
Strix — новый бренд одежды с национальными мотивами. Агенство Yarche digital разработало узоры на основе Петриковской росписи и использовало в фирменной продукции этой компании.
Дизайн и иллюстрации книг
Народные мотивы четко проглядываются в дизайне обложек поэтической антологии в двух томах «Красное и Черное | Черное и Красное. 100 украинских поетес и 100 украинских поэтов ХХ столетия», выданное издательством «Учебная книга — Богдан» в 2011 году. Объем книг: «женский» том — 1344 страницы; «мужской» том — 1376 страниц. Украсить обложки таких объемных книг доверили творческой мастерской «АГРАФКА».
Предметный дизайн
Леся Орловская создала новую интерпретацию вышиванки. Вышивка теперь существует отдельно от рубашки как элемент, который легко снимается, и при этом подходит под любую рубашку из вашего гардероба. Кроме этого, теперь вы стираете рубашку с уверенностью, что ваша вышивка не испортится и не потеряет свой цвет. Конечно, с таким подходом к вышивке
Декор в интерьере
Макет-диорама «Украинский хутор ХIХ века» прямо под вашими ногами, в вашем полу. Такой арт-объект создала архитектурно-макетная мастерская «3Dmaket». За основу взяли классическую схему поселения на территории центральной Украины с бытовыми сценами из жизни. Макет изготовлен полностью вручную с использованием натуральных и искусственных материалов (дерево, пластик, и тому подобное). Маштаб 1: 87. Размер — 240 х 90 см. Также использована внутренняя подсветка. Размещение макета в полу гостиной под стеклом.
Киевский дизайнер Сергей Сунцов решил взяться за предметный дизайн и предоставить привычным керамическим кружечкам особенную форму, а известной макитре для трения мака другое назначение — освещение пространства.
Лада Таланчук и Богдана Якимчук создали коллекцию авторских тканей для декорирования помещений. Применено такие техники обработки тканей: ручное окрашивание, свободная роспись, витынанка, аппликация, вышивка.
Зоя Олефир создала гипсовое панно «Красное лоскуття». За колористикой напоминает гетманский стиль или одежду шляхтянок. Панно сделано из гипса, усиленного примесями. Его размер: 1.52 x 1.52 метра. Рельефную резьбу по гипсу делала вручную. Покрывала акриловыми красками и делала позолоту металлизированной краской. Совокупность технологических приемов создало винтажный эффект.
Студия графического дизайна Юрка Гуцуляка создала подушку с фотоотпечатком разбросанного сена. «Сено» в интерьере, по словам автора идеи, предоставит естественности и экко расцветки любому современному интерьеру.
Дизайн среды
Даша Степичева иллюстрацией оформила витрину киевского магазина одежды «Invoga». Получилось очень оригинально и традиционно. Тема иллюстрации - лес с фантастическими животными, также получился на удивление орнаментальный.
Студенческий дизайн
Андрей Бондар разработал рекламный буклет кафедры графического дизайна. По его словам, за основу проекта он взял природу как источник вдохновения, поиска креативных идей и божественных, вечных фигур. В частности, в оформлении буклета четко проглядывается шестилепестковая розета, которой издавна украшали сволоки и сундуки, а также другие изделия народного искусства.