
Традиционной украинской символикой на Новый год был дидух. Делали его из первого снопа нового урожая.
В горницах его ставили накануне богатой кути. Свою обрядовую функцию он выполнял в течение всех рождественских праздников. Это было действительно высокохудожественное творение, которое нисколько не уступало современным елкам.
Интересным был обычай у гуцулов. На богатую кутю хозяин застилал стол отавой, сеном или соломой. Клал крачуна, который должен был быть в каждой хате в течение всех рождественских праздников. Этот обрядовый хлеб выпекали ночью на Рождество. При этом женщина, которая делала крачуна, должна была обязательно одеть гуню и рукавицу (гола рука, по поверью, значила бедность, а крачун символизировал достаток). Рядом из крачуном ставили сноп, а под него клали иго, хомут или конскую сбрую и связанные перевеслом ложку и вилку.
Рождественски-новогодняя обрядность украинцев не ограничивалась только вышеприведенными действами. В активном использовании были и другие символы. Особенная роль принадлежала домашним украшениям. Скажем, накануне Рождества изготовляли «голубцы» в виде птиц. Для этого брали скорлупу из-под яйца, с обеих сторон делали два отверстия и просовывали через них цветную бумагу. Такие изделия подвешивали к сволоку. Как известно, фигурка птицы отождествлялась в давних, отдельно дайбозких, верованиях с небесным светилом-солнцем.
Кроме «голубцов», были достаточно распространенными на Прикарпатье «пауки» и «ежи». Относительно первых, то их делали из соломы. Собравшись в одном из жилищ, юноши — а это было исключительно женское занятие — заготовляли соответствующих размеров соломинки из плотных стеблей. Просовывая через полость нить, ловкие девичьи руки формировали из них разнообразные квадратики и кубики. За основу брали самую большую фигурку. К ней приобщали по бокам меньшие «пауки» (иногда в середине центральной фигурки находилось несколько миниатюрных ромбов или квадратиков). Боковые стебли обматывали разноцветной бумагой или же пацерками.
Накануне Рождества «пауков» подвешивали к центральному сволоку. Они держались на длинных волосах из лошадиного хвоста. Такое укрепление нужно было для того, чтобы фигурки постоянно вертелись. Благодаря циркуляции воздуха — через входные двери и из пылающей печи — большой «паук» вместе с приправленными к нему близнецами возвращались в разные стороны, производя впечатление живого существа. Особенное восхищение он вызывал у детворы.
Рядом с «пауками» располагались и «ежи», их делали из теста или глины. В вылепляющую форму, которая напоминала одноименного животного, густо затыкали маленькие колосочки, потом засушивали ее. Такие миниатюрные игрушки с торчащими колючками действительно напоминали странных зверенышей. Однако приоритет в новогодней символике принадлежал «паукам».
У одной из обладательниц соломенных изделий я спросили, почему их так называют. Женщина ответила:
— Кто его знает, может, потому, что за формой они напоминают паутину...
Действительно, ромб у игрушки весьма похож на паутину, а само изделие похоже на паука, который застыл с растопыренными ножками в ожидании добычи. Но это только внешние признаки. Изучая давние символы и верования, зафиксировали народные представления о близлежащем мире. Пауки, как оказалось, издавна считались желанными в человеческом жилище, потому что «они основали мир». По поверью, тот, кто убьет паука, накликивает на себя беду. До обеда запрещалось даже выбрасывать этих насекомых из хаты; женщина, которая совершит такое надругательство, непременно потеряет вкусовые ощущения.
Многим, очевидно, известное поверье: если рядом с вами спустился паук, то это должно предвещать какую-то новость. Кроме того, вичурность, с которой так экзальтировано изготовляют пауки свои удивительные кружева, всегда вызывала симпатию. Благодаря ним домашние санитары ограждали жилище от разнообразных вредителей — мух, комаров, муравьев и тому подобное.
Пауки, по народному представлению, олицетворяли, кроме всего, и трудолюбие. Как-то мальчику весьма не хотелось отпасовать в один из праздников сельскую череду коров. Матушка подошли к нему, говорили многозначительно: - Ишь, даже паук и тот работает в праздник. А мы же люди...
Собственно, все это, вместе взятое, очевидно, и произвело общественное представление, а следовательно и символику о корыстности пауков. Поэтому название новогоднего символа полностью кажется естественным.
На сегодня эта давняя новогодняя атрибутика сохранилась, как уже говорилось, только в Прикарпатье и Карпатах. Но вспоминается, как в первые послевоенные лета сельской школе устраивали новогоднюю елку. Тогда достаточно было думать о фабричных украшениях. Каждый из школьников должен был сам изготовить несколько игрушек.
Ребята преимущественно мастерили деревянные самолеты, картонные рыбки и птицы, а девочки делали бумажные гирлянды и игрушки из соломы. Больше всего было именно «пауков».
В то уже отдаленное время не придавали значения этому явлению. Палачи же недавно поинтересовались у крестьян (к сожалению, подавляющее большинство летних людей-информаторов уже навечно отошли) об изделиях из соломы, то они подтвердили, что такие украшения «когда-то были в моде на рождественские праздники».
Как часть давнего новогоднего реликта на Бойкивщины до нашего времени кое-где сохранился обычай украшать окна. Украшения также делали из разнооттеночных стеблей соломы. Пронизывая более тонкие хлопья в те что потолще, изготовляли разнообразные ромбы, кубики или квадратики и вставляли их между двойные окна. Такие украшения создавали особенное новогоднее настроение, прежде всего вечером, когда через окна проникало светло.
В красном Углу, накануне Крещений, делали из соломы крестики, их цепляли возле икон, обок оконных рам и дверей. Они исполняли роль оберегов от нечистой силы, которая в дни праздников считалась особенно опасной.
Мы остановился только на нескольких вариантах традиционной украинской символики и атрибутики. Конечно, в практической жизни их было значительно больше. Стремительность времени и наше безразличие оставили за пределами памяти немало рациональный из предыдущих поколений. Много чего нам уже никогда не вернуть — оно кануло в Лету. Но и те сюжеты, о которых шла речь, подтверждают давнюю традицию — изготовление новогодней атрибутики непосредственно связано с хлебопашескими структурами: дидух — как венец собранного урожая и «пауки», которые отождествлялись не только с символическим представлением о трудолюбии, но и изготовлялись из обрядового снопа. Таким образом, весь комплекс обрядности — праздничный, для развлечений и ритуально-символический — был неразделимым; он ввязывал в единое целое всю процессуальную и воспитательную структуру жизнедеятельности человека и природы.