
Фотохудожник Сергей Ахременко рассказал о том, как живется людям с фотоаппаратом в голове. В начале своего возникновения, как и все новое, фотоискусство казалось людям чем-то необычным, даже мистическим.
Они верили в то, что фотография крадет частицу души (некоторые африканские племена и до сих пор запрещают себя фотографировать по этой причине). Снимки зашивали в разнообразные амулеты, носили на груди, или, как и в настоящее время, в портмоне, кошельках и дамских сумочках.
Все это только поверье, к которому можно относиться по-разному, но факт остается фактом - фотография как образ и до этого времени содержит в себе тайну. Черновицкий фотограф Сергей Ахременко не считает себя «ловцом душ», однако убежден, - его снимки способны сделать мир лучшим, а людей - вынуждают думать.
Быстрее всего время летит в фотолаборатории.
Потребность фотографировать Сергей Ахременко почувствовал еще в классе третьем. Он тогда жил у бабушки в России, много времени провел, наблюдая за природой и цыплятами. Ничего странного, говорит господин Сергей, просто его интересовало поведение этих маленьких потешных желтых клубочков, и захотелось их сфотографировать. Родители тогда просьбы сына прислать фотоаппарат проигнорировали, поэтому эта чудо-машина попала ему в руки только в одиннадцатом классе. Сергей тайком вытянул «Зенит» из шкафа, а коробку оставил на месте, чтобы никто не догадался.
Что первым попало в объектив, господин Ахременко в настоящее время уже не помнит (но точно не цыплята). Зато вспоминает, что проявлять пленки в лаборатории мог целую ночь, течение времени вовсе не чувствовалось.
Практические знания о фотографии Сергей Ахременко черпал из московского журнала «Фотомагазин», изучал напечатанные там материалы и делал описанные упражнения, такая себе «журнальная форма» самообразования, шутит господин Сергей. Когда повступил на биологический факультет, начал делать фото студенческой жизни, нравилось наблюдать, чем студенты занимаются на парах. Особенно интересные кадры попадаются в лабораториях соседнего химфаха, ведь химические эксперименты не всегда бывают удачными.
Новую работу нашел благодаря газете, в которую жена завернула завтрак.
После окончания биологического факультета Сергей Ахременко хотел работать по специальности, поэтому устроился поближе к природе - в ботанический сад. Господин Сергей говорит, что должность звучала «ведущий специалист отдела оранжерейных растений», однако в действительности вся работа его как специалиста заключалась в квалифицированном пропалывании грядок, чистке бассейнов, переносе холодильников и ремонте оранжереи. Господин Ахременко выдержал 5 месяцев, а потом решил, что такую работу может делать и не квалифицированный биолог, а ему лучше реализовываться самостоятельно. Помог случай. В газете, в которую жена завернула ему завтрак, Сергей прочитал, что студия «Марк» ищет фотографов, показал там свои работы, и его приняли.
Сергей Ахременко поработал в студии три с половиной года, говорит, научился очень многому, однако захотелось творческого роста, поэтому и перешел на «свободный хлеб». Цель жизни - сделать мир лучшим
- Для меня фотография - не только искусство, это способ мышления, способ реализации своей жизненной цели, это целая философия, миропонимание, мироощущение, - делится мыслями Сергей.
На вопрос, какой же это «фотографический тип мышления», Сергей Ахременко отвечает, что это когда у тебя в голове вся суть ситуации концентрируется в одном образе. Мыслить так не трудно, напротив - интересно, убеждает фотограф. Цель жизни у Сергея непростая - сделать мир лучшим, людей - более счастливыми, а еще - заставить их думать. Всего этого можно достичь с помощью фотографии, убежден он. Эра цифровых технологий принесла с собой общую поверхностность мышления, считает фотограф. Информации настолько много, что люди не успевают у нее углубляться и задумываться, поэтому скользят по поверхности. Вот и появляются мелкие по сути творения аудиовизуального искусства - песни, фильмы и даже фото-однодневки.
Снимки же должны быть такими, чтобы при их просмотре у человека не атрофировался мозг, а наоборот, развивалось чувства прекрасного, гармонии с близлежащим миром. Большую роль в том, что человечество постепенно тупеет, по мнению Сергея Ахременка, играет телевидение, поэтому свой «зомбоящик» (то есть телевизор) он выбросил. Зато смотрит много фильмов, преимущественно философских, любит также короткометражки.
Две профессии в одной
Хороший фотограф - это еще и чудесный психолог, говорит господин Ахременко. Ведь он привыкает менять точку съемки, ракурс, чтобы сделать кадр эффективнее. - То же происходит в жизни, когда ведешь какие-то переговоры, разрешаешь конфликты. Ты просто по привычке смотришь на ситуацию со всех сторон, и это очень помогает в общении с людьми. Это очень ценный опыт, потому что большинство людей в конфликтных ситуациях не видят выхода, они только его наращивают, - считает Сергей Ахременко. Так же, когда в студию к Сергею приходит фотографироваться какой-то человек, он сначала с ним разговаривает. Беседа может длиться больше часа, пока фотограф не уловит настроение, эмоциональное состояние модели. Все мы в быту пользуемся определенным набором масок, поэтому задание фотохудожника - немного приоткрыть настоящее лицо человека, а в идеале - вообще сорвать маску. Художественную фотографию стоит отличать от бытовой, говорит господин Ахременко.
Отдельно можно выделить свадебное фото.
Свадебный фотограф, очень ответственная профессия, ведь это не просто фотография которую положишь в альбом и забудешь на несколько десятков лет. Свадебная фотография всегда находится на видном месте, ей любуются, ее показывают знакомым, друзьям, родным, близким, детям и последующим поколениям. Свадьба - это своеобразный момент истины, очень важный этап в жизни людей, поэтому эмоции зашкаливают. Здесь главное - поймать волну праздника, почувствовать ее. Хоть все этапы свадьбы известны заранее, однако фотограф говорит, что ему еще не приходилось видеть двух одинаковых. В каждой хате свои обычаи, традиции и взаимоотношения, поэтому снимать создание новой семьи господину Сергею не надоедает.
Фотохудожник должен учиться переосмысливать увиденную реальность, иначе это документалистика.
Главное - поймать волну праздника Сергею Ахременку нравится делать фото на улице, снимать всяческие жизненные ситуации, и любимым жанром, как он сам сознается, является свадебный репортаж.
Фотограф в действительности формирует историю свадьбы, начало которой открывают свадебные пригласительные, а продолжается она формированием счастливой молодой семьи с традициями и обрядами. Это очень ответственно, ведь эти снимки будут просматривать и через 10, и через 20 лет. Поэтому они должны быть чрезвычайно качественными, чтобы годами вызывать те же эмоции. Господин Ахременко пытается снимать так, чтобы быть менее заметным, чтобы на его присутствие не успевали реагировать.
Художник должен иметь ясную голову
Конечно, быть творческим человеком нелегко. Нужно иметь незаангажированное мышление, которое лишено любых шаблонов. Некоторые художники часто стимулируют свой мозг алкоголем или наркотиками. Сергей Ахременко считает это недопустимым, ведь творческий человек, прежде всего, должен быть свободным и чувствовать это, значит иметь свою точку зрения, стиль работы, виденья ситуации, предмета, явления. Вряд ли это возможно, если в голове хмель.
Для фотографа важно путешествовать, менять обстановку, набираться новых впечатлений. Однако Сергей считает, что человек должен создавать и основную часть своей жизненной силы отдавать в том месте, где родилась. Здесь его работа будет самой нужной и самой плодотворной, иначе она просто появилась бы на свет кое-где.
Фотографы так же зависят от мнения общественности, как и актеры, певцы, писатели. Никакой художник не терпит безразличия, это творческая смерть, поэтому кое-кто, чтобы привлечь внимание публики, делает эпатажные фото. Сергей Ахременко говорит, главное, чтобы люди пересматривали твои снимки и формировали собственное мнение о них, а не доверяли тому, что услышали от других.
В работе художника важно то, какие он цели перед собой ставит, а не то, что о нем говорят.
Если фотограф преследует цель шокировать публику - это слишком мелко, считает фотомастер. Справка Сергей Ахременко - фотограф, руководитель и соучредитель фотоклуба «Другое измерение». Родился 24 мая 1981 года в Черновцах. 1998-го закончил Черновицкую ЗОШ №1. 2003 - го закончил биологический факультет Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича. Работал в ботаническом саду, фотостудии «Марк», преподавал биологию в училище, попробовал себя также в роли фотокорреспондента. Сейчас работает сам на себя, и это его устраивает. Увлекается живописью, кинематографом, историей, психологией. Любимые цитаты: «случайности не случайны», «то, что нас не убивает, делает нас сильнее». Женат, воспитывает сына.