
Известный керамист Павел Сахно своим творчеством разбивает стереотипы об упадке гончарства и потерях традиций в творчестве украинских мастеров. В мире гончарства Павел уже свыше 6 лет. Он даже учредил творческую мастерскую традиционного гончарства «Sakhno Art».
На выставке под названием «Спираль традиций», которая проходила в Центре Украинской Культуры и Искусства с 2 по 24 июля 2015 года, мастера гончарные «Sakhno Art» презентовали бытовую посуду, расписанную в аутентичной технике фляндровка.
Относительно названия выставки, то Павел отмечает, что мастерская возвращает украинские традиции создания праздничной посуды. «Были тарелки, которые использовались только на большие праздники (на Пасху, или Рождество). После этого их тщательным образом вымывали и вешали на стену, или ставили в специальный таз - мысник. На то время была распространена сакральная роспись. Отношение к этим тарелкам было очень осторожным, ведь нехорошо, когда бьется керамика со святыми образами, или церквями. В нашей мастерской мы не привязываемся к сакральной символике», - говорит Павел Сахно.
К экспозиции выставки «Спираль традиций» вошли расписанные тарелки, дзбанки, кувшины, макитры, горшки, миски, бутылки, чашки, кружки, классические и декоративные подсвечники, анималистические скульптуры, а также миниатюрные образцы с косовскими орнаментами. Авторские фотографии Кристины Шевченко воссоздали творческий процесс «рождения» гончарных изделий.
Кроме этого, на выставке можно увидеть кухонную посуду, созданную в технике молочиння. Такая посуда является экологически чистой, поскольку во время его создания не задействованы химические красители и поливы. Выигрывают эти изделия и с точки зрения дизайна. Молочный обжиг добавляет темный коричневый цвет, так что кто-то может подумать, что посуда сделана из дерева!
Особенности фляндровки.
Эта техника росписи керамики зародилась в Польше. Долгое время она бытовала на поприщах Болгарии и Украины, но в советское время обветшала. Сегодня среди керамистов техника фляндровки, популярная и постепенно возрождается.
«Фактически, это роспись «глиной по глине», потому что придется работать с крашеной жидкой глиной. По консистенции она похожа на сметану. Базовые цвета глины - белый, зеленый, синий и красный. В нашей мастерской мы добавляем пигменты, как кобальт, или охру и делаем цветные оттенки», - объясняет Павел Сахно.
В творческой мастерской «Sakhno Art» фляндровки проходит на ножном гончарном кругу. Сложность этой техники заключается в том, что орнамент карандашом можно стереть, или зарисовать. При фляндровке ошибки недопустимые.
Орнаментальные мотивы керамики.
Творческий коллектив гончарной мастерской «Sakhno Art» нередко посещает выставки керамических творений. Мастерская плодотворно сотрудничает со многими музейно-художественными учреждениями, в частности, с Национальным музеем народной архитектуры и быта Украины. «Мы посещаем этот музей всем коллективом на ярмарки, на праздники. Когда не проводим мастер-классы, то ходим старинными хатами, любуемся орнаментами. Часть символов фотографируем, делаем зарисовки. В выборе орнаментов нам помогают научные сотрудники музея. Птичка, которая украшает центр представленных на выставке тарелок, является наиболее распространенным орнаментом», - комментирует Павел Сахно.