
С 20 по 25 марта в Киеве проходит персональная выставка живописи "Nô" всемирно известного дизайнера Кензо Такада, основателя популярного бренда Kenzo.
Почти 12 лет тому назад господин Такада оставил дела в модном доме и прекратил карьеру дизайнера одежды. С тех пор он планировал вообще ничего не делать, но как творческий человек не смог сидеть на месте. Следовательно начал путешествовать и писать картины.
Сегодня под лэйблом Kenzo работают американские дизайнеры Умберто Леон (Humberto Leon) и Кэррол Лим (Carol Lim), основатели бренда Opening Ceremony.
Кензо не берет участия в жизни модного дома Kenzo и стремится избегать вопросов на эти темы. В 1970 году Кензо стал первым японцем, кто выпускал вещи под собственным именем. Его первая коллекция, представленная в Париже, в большей степени состояла из кимоно. В новом амплуа живописца Кензо опять возвращается к любимым восточным образам.
Когда Кензо начинал свое творчество, его называли "Кутюрье театра кабуки". Сейчас он достиг такого высокого уровня творчества, который обратился к теме японского театра но. В определенной степени это обращение к высшей ступени своей национальной культуры.
"Nô" - в переводе из японской значит мастерство или искусство. Так называется и традиционный японский театр, который существует с 14 века. Но - достаточно символическое и глубоко японское зрелище. Театр но скупой на декорации и жесты актеров. Человеку, который не понимает ничего в этом, такое искусство кажется монотонным и скучным. Но каждый жест или взгляд что-то весят. Неотъемлемыми атрибутами но есть маски, которые призванные передавать эмоции персонажей, и неописуемой красоты кимоно, которые хранились по нескольку веков.
В живописи мастера много портретов, которые Кензо рисует из себя. Для японца это настоящая революция - писать автопортреты. Это абсолютно не присущее восточной традиции явление: портрет входит в разрез с традиционной японской живописью.
Киевская выставка почти полностью состоит из автопортретов, что для японца равнозначно выставить себя на показ. Большую долю экспозиции занимают и женские портреты, музой для которых стала модель-украинка.
Полотна Кензо в разное время выставлялись в Париже, Мюнхене, Буэнос-Айресе, Марокко и Москве. В Киев выставка пожаловала впервые. Стоит заметить, что Кензо охотно продает свои картины.
В рамках Киевской выставки представлено 16 картин и 19 эскизов кисти "японского парижанина". Стоимость интерьерных картин составляет от 5 тыс. евро до 40 тыс. евро. Цены на полотна определяла парижская команда. Кроме этого, в Киеве на Кензо ожидают встречи с людьми искусства и плотный график ознакомления с выдающимися культурными достопримечательностями города.
Мы присутствовали на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, на которую мастер пришел лично. Кензо Такада общался французским языком и радостно уделил бы внимание каждому, если бы не был ограничен во времени и в возможностях. Но к сожалению, другого случая пообщаться с японским мастером, чем в рамках пресс-конференции, у журналистов не было. Поэтому дальше: о каких новых гранях своего таланта рассказывал Кензо Такада, отвечая на вопрос прессы.
Почему Вы избрали темой творчества именно театр но, ведь Япония богата на культурные традиции?
Но - это совсем другой мир, который находится в противоположной реальности, которая требует глубоко понимание кодов и символов этого театра. Каждый раз посещая спектакли театра, я очень трудно понимал их. Мое первое знакомство с ним, понятно, было связано с любовью к костюмам.
Когда я выбрал это своей темой, это стало для меня своеобразным диалогом с эстетикой театра но, его костюмами. Мои автопортреты - это диалог между собой и публикой. В картинах зашифрованные символы, которые надо понимать.
Я, конечно, люблю театр кабуки, который является популярнее, более народным сравнительно с но, Но театр и стиль но - более духовный и требует глубинного познания.
Хотели ли бы Вы попробовать себя в качестве актера японского театра?
Я думаю, что уже немного стар, чтобы начинать учебу этому искусству, но это была бы моя мечта - очутиться на сцене театра но.
Привлекает, что в театральных постановках персонажи переживают перерождение из позитивных образов в негативные и наоборот, и эта постоянная борьба добра со злом дает возможность пережить разные ипостаси. В японском театре присутствует танец и музыка, и эти составляющие меня также очень интересуют.
Какими еще темами Вы увлекаетесь в занятии живописью?
Я всегда любил два направления в живописи: это японская живопись и живопись импрессионистов и постимпрессионистов. Матисс - один из художников, который для меня является большим вдохновителем. Его подход к цвету, экспрессия чувств через цвет для меня чрезвычайно важна.
Моя первая коллекция картин была по большей части навеяной модой и связана с колористикой тканей. Этот след и до сих пор остается в моей живописи.
Почему Вы еще ни разу не выставляли собственные картины на родине в Японии?
История с выставками длится всего полтора года. Коллекция была представлена в Париже, а потом приехала в Москву. В Токио или другой японский город еще не дошла очередь.
Как вы относитесь к современным технологиям, в частности, в живописи?
Технологии минимально присутствующие в моей личной жизни и творчестве. Но мир постоянно меняется. И я пытаюсь следить за современными технологиями.
На моей официальной странице в Facebook я имею по две с половиной тысячи людей ежедневно, которым нужно ответить, и это тяжелая работа. Но я этим занимаюсь. Поэтому моя жизнь неразрывно связана с технологиями, но это никоим образом не имеет отношения к творчеству.
Что вы знаете об Украине и о Киеве?
Полтора года тому назад я был во Львове в качестве почетного гостя Львовской недели моды. Это было мое первое знакомство с Украиной. А после посещений Москвы, мне рассказывали, что Киев - это не Львов и не Москва, это - особенный город. Здесь есть свой дух, своя культура, динамика.
Что вы знаете об украинской моде?
К сожалению, я ничего не знаю об украинской и русской моде.
Что бы Вы посоветовали дизайнерам-начинающим из Украины?
Пользуясь новейшими технологиями, о чем мы с вами уже говорили, очень легко, находясь в Киеве, следить за развитием моды в Париже, и в будущем показывать ваши творения всему миру.
Сейчас можно поехать в любой регион мира и увидеть, что люди одеваются очень похоже. И вы найдете в магазинах по всему свету одинаковые вещи. Это не интересно!
Да, во всех странах основаны свои недели моды, и я согласен, что мода становится неотъемлемой составляющей нашей жизни.
Если бы я был украинским дизайнером, я бы работал со знанием ремесел и традиций украинского народа. А потом соединил бы их с современными тенденциями в одежде. Я бы пытался сделать что-то современное и международное, исходя из национальных традиций и культуры. Таким будет мой совет.
Я считаю, что сейчас есть прекрасные возможности поехать в Европу, Азии или на край света и посмотреть, на что он похож и почувствовать их культуру также.
Кем бы Вы предпочитали быть: Кензо-дизайнером или Кензо-художником?
Я бы предпочитал просто быть!
Я не хотел бы уже ничего доводить доказывать. Я - творческий человек, и на этом этапе занимаюсь личным самовыражением.
Что вы делаете, чтобы выглядеть так хорошо?
У меня очень правильный стиль жизни. Я пристально слежу за тем, что я ем. Чтобы быть в тонусе, я много занимаюсь гимнастикой. Мое утро начинается с длинной прогулки.