Беспредметная живопись или по-простому - абстракция

Рубрика: Образотворче мистецтво
Мітки: | |
П'ятниця, 21 жовтня 2011 г.
Переглядів : 5578

абстрактное искусство

Новое искусство рубежа XIX-XX веков бросило вызов общественным вкусам, посягнув на полное переосмысление изобразительного языка. В работах живописцев того периода предметный мир уступил место эмоциям, личным ощущениям, переживаниям, "очищенным" от реальности.

В искусстве началась эра абстракционизма (лат. abstractio — удаление, отвлечение), оказавшего влияние на многие художественные направления ХХ в., которые на определенных этапах своего развития приходили к абстрактному видению композиции, фактуры, цвета.

Созвучие мысли

Об истоках беспредметной живописи теоретики искусства спорят до сих пор. Одни говорят, что первые полуабстрактные работы появились в начале XIX в., другие — что отсчет следует вести с конца XVIII в. Что же касается кандидатуры основоположника данного течения, то тут эксперты единодушны — на эту роль выдвигают русского художника Василия Кандинского, который первым отметил новые тенденции в живописи своих современников — стремление к творческой свободе, возведенной в абсолют.

В декабре 1911 г. в Мюнхене было опубликовано исследование Василия Кандинского "О духовном в искусстве", в котором он размышлял, в частности, об особенностях мировосприятия художника и возможности воплощения его внутреннего стремления к гармонии. Книга имела колоссальный успех. Достаточно сказать, что в течение года она была трижды переиздана, а впоследствии переведена на многие языки. Современники называли ее новым Евангелием от искусства.

"В это же время Кандинский организовал общество “Синий всадник”, которое принято считать пионером абстрактного искусства", — рассказывает искусствовед Елена Самойлова. Франц Марк, Аугуст Маке, Давид Бурлюк, Арнольд Шенберг, Алексей Явленский и другие художники, входившие в это общество, стремились к выражению "внутренних закономерностей" и "космических начал" природы, изучали принципы формообразования и создавали "красочные гармонии".

Интересно, что свое название объединение получило от одноименной картины Василия Кандинского, написанной им еще в 1903 г., в период увлечения художника пейзажной живописью.

Но уже и в те годы красочные пятна и линии на его полотнах заметно вытесняли образы реальной действительности. И в этом смысле стремительное движение синего всадника — осознанный путь новатора к выявлению ассоциативных свойств цвета, линий, композиции, изображению беспредметного мира чувств и фантазий. В 1913 г. “Синий всадник” был распущен.

Но к тому времени многие живописцы разделяли идеи Кандинского о том, что “искусство ведет унизительное существование, используется исключительно для материальных целей… так как более возвышенное ему неизвестно”. Все чаще звучала мысль, что искусство “обездушено”. А ведь художникам так хотелось “разукрасить” весь мир своими чувствами!

Мазки духовного

Переход к ассоциативной живописи сопровождался разнообразнейшими творческими экспериментами: художники разбрызгивали краски на холстах, предлагали нетривиальные цветовые решения, пробовали различные техники, стараясь всячески подчеркнуть условность образов.

Так, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества Михаил Ларионов и Наталья Гончарова фиксировали на холстах излучение отраженного света, так называемую “цветовую пыль”.

Созданные “лучистами” (так стали называть последователей данного течения) работы представляют собой сочетания разноцветных лучей, исходящих от предметов. Их внутреннюю энергию и предлагалось почувствовать зрителю.

Комбинируя простейшие геометрические фигуры, окрашенные в контрастные цвета, и утверждая принципы экономии художественных средств, кубофутурист Казимир Малевич разработал собственную систему абстрактного искусства — супрематизм.

Художник выступал против прямого изображения предметов, считая, что “действительность не может быть ни представляема, ни познаваема”. Он, как и его последователи, предпочитал произвольно располагать фигуры на полотне — так, как они бы могли зависнуть в космическом пространстве, где низ, верх, право и лево — понятия относительные.

Нидерландский живописец Пит Мондриан, глубоко проникшийся исканиями кубистов и формирующейся группы супрематистов, предпочел сосредоточиться на изучении пропорций и ритма в композиции, на взаимодействии основных цветов (красного, синего и желтого) и “нецветов” (белого, серого, черного).

Он, как и Казимир Малевич, пошел по пути “геометризации” живописи — на большинстве его полотен изображены группы прямоугольников, окрашенных в основные цвета, уравновешенные “нецветными” элементами. Творческие поиски художника увенчались появлением такого направления, как неопластицизм, исповедующего искусство чистой пластики.

Геометрическая, или, как ее еще называют, холодная, разновидность абстракционизма развивалась параллельно с лирической (психологической), предложенной Василием Кандинским.

Если во главу угла первой ставилось создание новой реальности и универсальной художественной системы, то вторая демонстрировала поток сознания автора, предлагала, так сказать, “моментальный снимок” его душевного состояния. Постепенно новые художественные идеи стали проникать и в другие виды искусства — архитектуру, скульптуру, кино.

Апеллировать к зрителю “формами, ничего не значащими, ничего не напоминающими, действующими, как музыка” призывал, к примеру, немецкий архитектор Август Эндель. Сам Василий Кандинский предлагал создавать живопись, которая брала бы за основу музыкальные ритмы и формы.

Проводя эксперименты в этой области (среди них — совместное сочинение с композитором Томасом Хартманом и танцовщиком Александром Сахаровым либретто к балету “Желтый звук”), он пришел к идее синтеза искусств. Несмотря на различие выразительных средств, внутренняя их суть одинакова, считал художник.

И если устранить “перегородки” между отдельными видами искусств и позволить им свободно взаимодействовать, будет создан единый художественный язык, который публика поймет на интуитивном уровне.

Шествие диких

Брошенное как вызов современному укладу, абстрактное искусство во многом оказалось не ко времени и не к месту. Удивительно, но Франц Марк еще в 1912 г. предсказывал: “В эпоху великой борьбы за новое искусство мы выступаем как “дикие”, не организованные против старой сплоченной силы. Бой неравных; но в сфере духовных ценностей побеждают не числом, а мощью идей. Внушающее страх оружие “диких” — новые мысли; они вернее, чем сталь, поражают наповал и разрушают считавшееся ранее несокрушимым”.

В СССР беспредметное творчество вообще объявили антинародным, а художников-абстракционистов подвергли преследованиям. К примеру, Казимира Малевича неким срочным официальным письмом отозвали с Большой берлинской художественной выставки, куда в 1930 г. он привез свои работы.

В Москве его арестовали по обвинению в сотрудничестве с немецкой разведкой (дескать, беспредметная живопись есть не что иное, как способ шифрованной передачи за границу секретных сведений о Советском Союзе) и в создании ряда контрреволюционных организаций в Ленинграде и Москве.

Василий Кандинский, вернувшийся в 1914 г. на родину после многолетнего пребывания за границей, спустя семь лет вынужден был вновь уехать в Германию. Оттуда в 1933 г. он эмигрировал во Францию, где и умер. Апогей репрессий приверженцев новых творческих методов в искусстве начался в Стране Советов в конце 1961 г. — после посещения Никитой Хрущевым выставки “Новая реальность”, открытой в “Манеже” к 30-летию московского отделения Союза художников.

Организаторы выставки тщетно старались убедить первое лицо страны в том, что автор имеет право на эмоциональные решения, рассказывали об ассоциативных свойствах картин. Никита Сергеевич молча трижды обошел экспозицию, закипая гневом. В конце концов он не выдержал и разразился непечатной бранью, что разошлось впоследствии в анекдотах.

Результат того визита оказался предсказуемым:запретить! И это в то время, как во всем мире абстракционизм переживал новый виток развития. Так, лирическая разновидность данного течения дала толчок зародившемуся в США абстрактному экспрессионизму, а также ташизму — живописи действия. Из геометрической абстракции выросли поп-арт, постживописная абстракция, оп-арт (оптическое искусство), минималь-арт.

В 1970-е годы появилась “неоабстракция”. В начале 1980-х годов, с развитием компьютерной графики, художники вновь подняли на знамена принципы холодного абстракционизма. Так называемая школа нео-гео (неогеометрический концептуализм) опять вернется к монотонно повторяющимся простым декоративным мотивам.

Увы, советские художники в течение всего этого времени оказались полностью вырваны из контекста актуального искусства. В качестве господствующего направления в стране был утвержден реализм, а уделом сторонников свободного творчества стали “квартирные” и “дачные” выставки. Абстрактное искусство в СССР по-настоящему актуальным стало только в 1980-х годах.

Полная абстракция

В Украине традиции современного абстрактного искусства заложил киевский художник Тиберий Сильваши. В 1992 г. он создал общество “Живописный заповедник”, участники которого, нынче экспонирующие свои работы в престижных галереях, музеях всего мира, продолжают отстаивать идеалы духовной свободы и верят в сакральные свойства цветописи. К признанным мастерам присоединяются и молодые художники.

Так, в начале этого года, в преддверии юбилея, в Каменце-Подольском стартовал проект “Пленэр абстракционистов”. Его участникам было предложено представить механизм возникновения ассоциативных образов.

“Художникам была поставлена творческая задача: конкретную вещь, например пейзаж, трансформировать в абстрактную форму”, — поясняет участник эксперимента художник Петр Лебединец.

“Поскольку у всех наших художников (в пленэре участвовали 14 человек. — Ред.) есть собственный творческий опыт, то и картины получились очень разные: это и авангард, и экспрессивная живопись, и импрессионистический пейзаж. Есть и классический рисунок”, — рассказывает автор проекта Елена Самойлова.

Оценить работы художников зрители смогли на организованных в Каменце-Подольском, а затем и в Киеве выставках. А с 25 марта их можно будет увидеть в Севастополе в информационно-образовательном центре “Русский музей: виртуальный филиал”.

Не секрет, что отношение к беспредметной живописи в обществе всегда было сложным. Многие, к примеру, не усматривают в работах абстракционистов ни высших сущностей, ни совершенства Вселенной. Некоторым просто любопытно разгадать, что скрывает внутренний мир художника.

Кого-то нехитрые с виду картинки заставят улыбнуться в дождливый день — порадуют своими яркими пятнами. А кто-то, глядя на них, внезапно осознает, что время остановилось. И долго потом будет спрашивать себя, как вернуть это дивное ощущение.

Как утверждал Василий Кандинский, “всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств”. Как бы там ни было, бесспорно одно: во все времена художники стремились воспевать прекрасное. В ХХ в. прекрасным стало внутреннее влечение к гармонии.

Как бы удивился Василий Кандинский, если бы узнал, что этому влечению дана вполне материальная оценка. В хит-параде самых дорогих живописцев абстракционисты занимают сегодня верхние строчки. Искусство опять используют “исключительно для материальных целей”.

Эксперт — о воспитании вкуса

Елена Самойлова, искусствовед, галерист:

— Считается, что настоящее искусство элитарно. По большому счету, это правильно. Однако разбираться в искусстве хотят все мало-мальски образованные люди.

Но когда им втолковывают, что понять абстракционизм может только хорошо подготовленный человек, обычно их это отпугивает, и они вообще отказываются от посещения выставок таких работ. Не надо бояться. Приходите с открытым сердцем, с хорошим настроением, подходите к работам, которые живут и дышат с вами в унисон, — и вы всегда их поймете.

Вы, совершенно очевидно, увидите всю живописную прелесть, гармонию цветов, настроения, композиции. Просто нужно ходить в музеи, где представлены проверенные временем ценности эстетического, культурного, исторического характера, и на выставки, которые часто открывают новые имена.

Художник — о восприятии

Петр Лебединец, художник-абстракционист:

— Абстракция — это возможность выразить свои чувства некими живописными знаками, дополнить техническую сторону творчества интуитивными, чувственными элементами. Все это спрятано в душе художника, и нужно через живопись найти адекватный язык, чтобы сказать об этом. Иногда публика досадует, что понять такое творчество сложно. Но, на мой взгляд, так и должно быть.

Ведь любое произведение искусства — это загадка, причем не только для зрителя, но часто и для самого автора. Когда он начинает осмысливать свое произведение, не все понимает до конца. И то, что зритель может что-то не так понять или вообще не понять, или представить что-то совершенно иначе, не так, как подразумевал автор, это нормально. Потому что речь идет не о классической живописи, в которой все лежит на поверхности.

Абстракционизм — совершенно другой мир, внутренний, скрытый, в нем и должна быть некая энигма. Тут не нужно все объяснять и рассказывать. Если зритель готов воспринимать этот условный язык, эти живописные коды, если он подготовлен эстетически, он справится с данной задачей. Это даже интереснее, чем если ему все растолковать.


Поділіться в соцмережах:

Залиште коментар! (Коментар з'явиться після модерації)

Не реєструвати

Премодерація - коментарі проходять перевірку.

Вкажіть email та пароль.
(Якщо Ви хочете зареєструватися Вам потрібно буде підтвердити еmail.)



(обязательно)