В феврале состоится дежурный Берлинский кинофестиваль. На фестивале — уже традиционно — будет работать известный украинский кинокритик Сергей Тримбач. Сегодня он анонсирует самые яркие конкурсные картины Берлинале
Нынешний Берлинский международный кинофестиваль уже 55-й за счетом. Напомню, что родился он в первые послевоенные годы и на протяжении длительного времени вызывал откровенную неприязнь Советскому Союзу — так как не признавался статус Западного Берлина. Однако именно Берлинале держал марку своеобразного кино-города между Востоком и Западом. Эта позиция укрепилась от середины 70-х, когда СССР начал предлагать свои фильмы для участия в фестивале. Уже в 76-ом году главный приз, «Золотого медведя», завоевала ученица Александра Довженко Лариса Шепитько — за фильм «Восхождение» («Восхождение»). Интерес к советскому кино то усиливался (как в годы горбачевской перестройки), то падал к низшим отметкам. Любимицей Берлина является нашей Кирой Муратова — немало ее лент принимало участие в Берлинале, в 89-ом году «Астеничный синдром» завоевал «Серебряного медведя».
Начиная с 1994 г. в Берлин приезжают и украинцы — уже как представители обособленной кинематографии. Это не значит, что их работы всегда включали в конкурсную программу. Фестиваль имеет не только так называемый большой конкурс (в настоящее время, кстати, их два — для полно- и короткометражных лент отдельно), но и несколько очень авторитетных, престижных программ. В первую очередь идет речь о «Панораме» и «Форуме». Последний существует уже несколько десятилетий, его назначение — давать обзор фильмов поискового, экспериментального направления. Поэтому нынешнее включение к программе «Форуму» картины «Путеводитель» нашего режиссера Александра Шапиро является хорошим сигналом: у нас есть люди, которые мыслят неординарно.
Начало нового века в Берлине было для нас разным. Сначала потерпел громкое фиаско фильм украинского киноклассика Юрия Ильенка «Молитва за гетмана Мазепы» (его не восприняли ни публика, ни специалисты). А затем, будто в награду за пережитое, «Серебряного медведя» в конкурсе короткометражных фильмов добыл в борьбе молодой режиссер анимационного кино Степан Коваль — его лента «Шел трамвай № 9» завоевала симпатии всех, причем даже без перевода английской или немецкой. Хорошо вспоминается и новая программа «Кампус талантов», которая собирает под свои знамена совсем молодых кинематографистов путем достаточно придирчивого отбора. В прошлом году сквозь отборное сито прошло восемь украинцев (для сравнения — россиян только двое), а Вера Яковенко попала в четверку тех, кто отвоевал право снять свой сценарий во время работы фестиваля.
В этот раз Берлинале будет длиться с 10 по 20 февраля. Большое жюри возглавит немецкий режиссер Роланд Еммерих, который прослыл голливудскими фильмами «День независимости» (1996), «Годзилла» (1998), «Патриот» (2001), «Послезавтра» (2004). На открытии покажут франко-британскую ленту «Между людьми / Man to man» хорошо известного у нас французского режиссера Режиса Варнье («Индокитай» и другие картины). Она включена к конкурсу, следовательно, показ на открытии поневоле повышает состязательную возможность фильма. За анонсами это историческая приключенческая картина, которая повествует историю экспедиции антропологов к Южной Африке 1870-го года. В главных ролях известные актеры Джозеф Финнес («Лютер», «Влюбленный Шекспир») и Кристин Скот Томас («Четыре свадьбы и похороны», «Английский пациент»).
На протяжении нескольких лет русские фильмы не попадали к большому конкурсу, что вызывало сетование в предубежденности. В этот раз русская лента наконец включена к состязательному реестру — не в последнюю очередь благодаря тому, что ее автором является еще один любимец Берлинале Александр Сокуров (скажем, его «Тихие страницы / Тихие страницы» в 1994 году получили «Серебряного медведя»). Картина «Солнце» является совместным производством России, Италии и Франции и рассказывает о японском императоре Хирохито. Это последняя работа, которая увенчивает своеобразную сокуровскую трилогию о власти (напомню, что героями двух предыдущих фильмов были Ленин и Гитлер).
Включена к конкурсу и лента еще одной знаменитости — режиссер Цай Минляна. Сорокасемилетний тайванец дебютировал сравнительно недавно: в 92-ом появился его фильм «Юный Ночжа» (или «Бунтари неонового бога»). Материалом ленты стало жизни подростков, которые не находят себя в большом городе, хотя и стремятся выполнять его требования. Цай Минлян «предает» национальным традициям — его фильмы полностью сосредоточены на катаклизмах городов, болячках большой урбанизации. Славным имя режиссера стало после успеха следующего фильма — «Пусть живет любовь!», какой завоевал «Золотого льва» и премию ФИПРЕССИ (то есть жюри критиков) на Венецианском кинофестивале 1994 года. Длинная, будто тягучая история о том, как встречаются двое любовников в пустой квартире, как начинает приходить туда и другой мужчина. До определенного времени они не подозревают о существовании друг друга. А затем финальная чувственная вспышка, своеобразный катарсис... Картина о том, как неожиданно, неожиданно вырастает душевная красота из течения будней, из видимой пустоты и невидимых движений души. Тонкая, филигранная и суперкинематографическая работа, где в фокусе не фабула, не позорная история, а то, что мы не годны увидеть среди раскрытых дней и ночей.
Следующая лента Цай Минляна, «Река» (1997), была в Берлине и получила «Серебряного медведя». Идет речь о медленном процессе распада института тайванской семьи. В то же время это и какой-то вселенский распад — образный мир фильма наполнен кадрами гниения и опустошения. А еще — деградации самой природы, в том числе и природы сексуальных отношений.
Помнится и один из последних фильмов художника, «Дыра» (премия ФИПРЕССИ на Каннскому фестивали 2001 года). Такая себе притча о некоммуникабельности в современном урбанистическом мире. Дыра между этажами неожиданно становится средством установления отношений между мужчиной и женщиной... И вот теперь новая лента (копродукция Тайваню, Китаю и Франции) Цая Минляна «Переменчивая туча». Анонсируется работа как сочетание цветных музыкальных эпизодов и обстоятельно нюансирующих сексуальных сцен. Но мы уже знаем: у этого режиссера предлагаемый материал никогда не бывает самоцелью — он только средство выражения определенной мировоззренческой, художественной конструкции. Жалко, однако, тайванец до сих пор малоизвестен у нас. Для молодых украинцев он был бы особенно интересным своим почти демонстративным отказом от национальных традиций и, собственно, анализом разрушения тех традиций у жителей больших городов.
А в целом к большому конкурсу включено двадцать один фильм. Пятеро из них принадлежат режиссерам-дебютантам. Это примечательно, ведь мировому кино в последние годы ощутимо недостает новых идей, новых художественных идеологий. Однако разговор об этом продолжим уже в следующий раз...
Сергей ТРИМБАЧ