
Одной из визиток Перечинщины стали оригинальные керамические изделия Татьяны Майор и воспитанников ее кружка с Перечина. Работы уже известны далеко за пределами области, ведь были представлены на выставках как ближнего зарубежья, так и Соединенных Штатов Америки.
Перечинская мастерица презентовала свои керамические изделия на выставках в Европе и США
Сама Татьяна Ивановна говорит, что для нее лично более важно не сделать как можно больше экспозиции или продать работ, а передать свои умения следующему поколению. Ведь это - частица традиций родной Перечинщины.
Для Татьяны Майор керамика - не хобби, а профессия. В 80-х училась в училище прикладного искусства в Ужгороде, профессия - художник керамики. В настоящее время работает учительницей в Перечинской гимназии. Ведет уроки изобразительного искусства и историю искусств, а после занятий ведет кружок керамической лепки».
В целом наша собеседница занимается любимым делом уже больше 25 лет, но почему-то не организовала ни одной собственной выставки. С другой стороны, ее керамика и работы воспитанников известны за рубежом. «Для меня важнее не собственная выставка или выгода от продаж, а работа с детьми, хочется передать частицу своих умений, сохранить традиции. Радует, что наши изделия ценятся. Вот детки были уже в Словакии на экспозиции. Наша керамика даже в Штаты ездила на выставки».
Посмотреть и действительно есть на что. Это и рельефные картины со знаками зодиака или подвески-панно, и подвески, и обереги и колокольчики, сувенирные фигурки животных, браслеты и кораллы. Все работы уникальные, ведь мастерице самой так интереснее: каждый котик или лягушка неповторимые - не только по размерам и технике исполнения, но и даже разные эмоции выражают - от удивления до улыбки «от уха к уху».
«Это не традиционная керамика, ведь не предусматривает гончарства. Я не имею гончарного круга, то это техника ручной лепки, - рассказывает Т. Майор. - С другой стороны, процесс очень трудоемкий, ведь сама готовлю глину. У нас такая почва, что как раз получается лепить из нее керамику. Вид глины «лепчанка» так у нас называется, потому что очень тяжелая, лепка. Поэтому надо на три недели или даже месяц замачивать глину, процеживать, отстаивать. И уже когда тяжелая глина осядет, а вода проступит наверх - можно сливать воду и приступать к липке».
Оригинальные идеи госпоже Татьяне приходят в голову уже в процессе работы. То есть знает, что хочет сделать колокольчик, но каким он выйдет по форме и содержанию - руки сами подскажут: «Сначала вообще лепила очень традиционно, как в прошедшие времена. Ведь сызвека даже на детские кроватки вешали вместе с куклами-мотанками колокольчики и обереги. Но потом подумала - почему бы не в образах их лепить? То есть в виде хитрых или милых котиков, лягушек, заек. Дальше пошли рельефные панно, а в настоящее время пытаюсь даже делать вишалочки для ключей, которые висели бы на входе».
В арсенале мастерицы и черная терракотовая техника, и раскрашивание глины разными цветами после первого обжога при 700 градусах, а потом еще одного обжога. Такая техника очень нравится детям, ведь они, во-первых, любят сами делать красочные вещи, а во-вторых - возиться с магическим для них процессом выжигания. В целом юные керамисты из кружка - преимущественно ученики 5-7 классов. Т. Майор говорит, что дальше, к сожалению, их вкусы и интересы меняются, поэтому старших детей в кружке единицы. А всего за несколько лет занятий серьезного мастерства достичь очень трудно. Больше всего любят дети лепить статуэтки (малая пластика) и рельефные цветные картинки.
Относительно цен на изделия, то мастерица рассказывает, что собственные работы продает не так часто: несколько раз в году заезжим иностранцам или туристам. По оценкам автора, «прайсы» более низкие, чем в сувенирных магазинах Ужгорода, Львова или Яремче. Керамистка говорит: слышала от других мастериц, что стоимость изделия оценивается в зависимости от времени изготовления. То есть час ручной работы стоит от 30 гривен, не учитывая материал. Поэтому цена 50 гривен за большой колокольчик - явно недооценка, даже при отсутствии собственного бренда.