
В нескольких километрах от древнего Путивля, прославленного автором “Слова о полку Игоревом”, есть небольшое село с численностью населения всего-то в 500 душ. Сегодня сложно поверить в то, что некогда слава о его обитателях гремела на просторах Российской империи благодаря производству фарфоровых изделий, организованному помещиком Андреем Миклашевским.
Оптом и в розницу
В XVIII в. около с.Полошки Глуховского уезда (современная Сумская область) были обнаружены залежи высококлассного каолина — глины, отличающейся белизной и высокой огнеупорностью. Какое-то время ее использовали для изготовления знаменитого фарфора на Императорской фарфоровой мануфактуре (позже переименованной в Императорский фарфоровый завод), основанной по личному приказу императрицы Елизаветы Петровны.
Но затем предприимчивый помещик, владелец с.Волокитино Андрей Миклашевский догадался в 1839 г. открыть в этих краях собственное производство (см. также статью "Порцеляновая Ляля"). Сегодня коллекционеры Волокитинского фарфора “узнают” его по характерному молочно-стеклянному, как они говорят, цвету и черным точкам — чем их меньше, тем, конечно, класс выше. А также по фирменному клейму — помещенным поверх глазури двум слившимся буквам А и М.
Проект был запущен при содействии французских специалистов — братьев д'Арт. Один из них возглавил инженерное подразделение, а второй стал директором фабрики. А вот на должности простых рабочих сгодились крепостные крестьяне Миклашевского. Пройдя обучение в организованной при фабрике школе, они становились настоящими профи в отливке и особенно в росписи.
И, что не менее приятно было владельцу фабрики, профи абсолютно дармовыми. Хотя продукция из Волокитино пользовалась хорошим спросом и получала большое количество призов на разных выставках, рабочим фабрики ничего не платили — крепостные же. Когда в 1861 г. крепостное право было отменено, Андрей Миклашевский закрыл фабрику. Кто говорит, не выдержал конкуренции с фарфоровым агломератом Матвея Кузнецова, кто — потому что лишился бесплатной рабочей силы…
И все же за недолгие 22 года Волокитинский фарфор успел зарекомендовать себя на самом высоком уровне. Особенно славились изделия своей росписью. Покупатели не уставали удивляться мастерству, а главное — вкусу крестьянских девок, выполнявших эту кропотливую ручную работу. “Ничего удивительного, — говорит куратор выставки Татьяна
Нечипоренко. — Во многом ассортимент — это вкус самого Миклашевского”.
Андрей Миклашевский — автор идеи и еще одного по-своему уникального изделия, созданного его рабочими: фарфорового иконостаса для Покровской церкви в Волокитино. “Множество деталей — рамы, оклады, подсвечники, даже иконы для Царских врат — были сделаны из фарфора и крепились к деревянному каркасу. Уже потом на предприятиях Кузнецова стали отливать иконостасы массово, правда, из фаянса. А первым в империи это сделали крепостные Миклашевского”, — не скрывая гордости, демонстрирует экспонаты выставки г-жа Нечипоренко. Впрочем, сейчас о роскоши и великолепии убранства храма судить сложно.
В 1956 г. он был разобран, не “дожив” до 100-летия со дня своей постройки всего год. Сохранились единственная черно-белая фотография внутренней отделки церкви и несколько фрагментов иконостаса, однако все они находятся не просто в разных руках — в разных странах.
Ляльки для взрослых
Коллекционеры проявляют немалый интерес к изделиям из Волокитинского фарфора. Во-первых, потому что они действительно представляют собой художественную ценность, а во-вторых, их было сделано не так уж и много.
К тому же, когда фабрику закрыли, разгневанные сотрудники просто-напросто разгромили оборудование и разбили все формы. Так что охота за “Миклашем” началась еще в ХІХ в. Чтобы убедиться в том, что предметы охоты того стоят, достаточно заглянуть в выставочные витрины Музея декоративного искусства.
Здесь помимо традиционной посуды представлены “визитные карточки” мануфактуры Андрея Миклашевского — малая скульптурная пластика, или “ляльки”, как ласково называли в ХІХ ст. все эти фигурки. Кстати, еще один факт в истории Волокитинского фарфора: до конца 1850-х годов статуэтки из фарфора больше ни на одном заводе, которых на территории современной Украины было несколько, не делали.
Что интересно, большинство тем из немалого ассортиментного ряда предприятия навеяны созвучными с тем временем событиями. Здесь и исторические личности, и литературные персонажи, и сюжеты из пасторальной жизни. Но самые известные произведения из Волокитино — это фигурки “Украинка” и “Уральский казак”.
“Каждая из этих фигурок расписывалась по-разному, несмотря на одинаковую форму отлива. Обратите внимание на выражение лиц”, — разъясняет Татьяна Нечипоренко. При ручной работе не может быть иначе. На примере двух ваз, расположившихся в соседней витрине, это видно особенно отчетливо. Достаточно нескольких мазков кисти — и два шаблона превращаются в два самостоятельных произведения искусства.
Что касается “Украинки”, то эта фигурка, по которой Волокитино сегодня знают без преувеличения во всем мире, была отлита с реально существовавшей девушки — местной красавицы. К сожалению, сегодня этих скульптурок осталось всего восемь. Сколько их было отлито в годы работы фабрики, неизвестно. “Надо сказать, что не все изделия не были растиражированы, — уточняет г-жа Нечипоренко. — Фигурки более простых форм, конечно, были изготовлены в большем количестве. Например, только девочек с кошечками у нас 13”.
А вот самых, пожалуй, оригинальных чернильниц-шаржей вряд ли существует множество. Чего не скажешь о посуде. Сервизы, бонбоньерки, масленки, вазы, наборы судков (единственный, кстати, полный есть в Музее декоративного искусства, чем его сотрудники невероятно гордятся), подносы, геридоны, кофейники… Расписанные золотом и кобальтом. С изображением картин известных художников.
Ассортименту небольшого, в общем-то, предприятия позавидовала бы любая мануфактура Кузнецова. Почему, кстати, фактически монополист фарфорового рынка не выкупил предприятие у украинского коллеги, осталось тайной.
Два года назад в дирекцию Национального музея украинского народного декоративного искусства обратился российский коллекционер Исаак Гудман, владеющий большим собранием Волокитинского фарфора.
Он выступил инициатором открытия и настоящей выставки, и издания двухтомного каталога “Фарфор завода А.М.Миклашевского”, в котором собраны около 500 изображений раритетов, хранящихся сегодня в фондах нескольких музеев.
Но большая часть национального достояния разошлась по частным коллекциям. Так что эта выставка — едва ли единственная возможность познакомиться с уникальным наследием. Работать она будет до 30 ноября.
Музейщик — о выставке
Татьяна Нечипоренко, ведущий научный сотрудник Национального музея украинского народного декоративного искусства, куратор выставки:
— Наш музей основан в 1954 г. как филиал Государственного музея украинского искусства. И коллекция изделий Волокитинского фарфорового завода нам досталась “в наследство”. Данные о том, откуда она взялась, не сохранились.
Но точно известно, что наше собрание фарфора самое большое в Украине. В таком масштабе его презентацию мы проводим впервые — более 350 раритетов не только из наших фондов, но и из фондов Сумского областного художественного музея, Киевского национального музея русского искусства, Харьковского художественного музея и из частных собраний.
Правда, в 1986 г. мы совместно с Киевским музеем русского искусства уже делали выставку украинского и российского фарфора. Но случилась авария на Чернобыльской АЭС, и посетителей было очень мало.