
Пока массовый продукт не заполонил интерактивное искусство и не накачал его большими деньгами, оно напоминает ранний кинематограф: экспериментальный и необычный. Но уже приближаются серьезные изменения.
Большая часть украинцев просто не заметила, как изменились два поколения интернет-искусства, и на подходе - третье.
Если коротко, то их история такова.
Первыми новые художественные возможности Интернета увидели в 90-х годах любители - технари-программисты, которые верили, что веб-пространство дает им шанс изменить искусство и упразднить все его традиции.
Немножко позже к ним присоединились сторонники так называемого медиа-искусства - направление, которое стало популярным в арт-галереях еще с 80-х годов. Вот, авторы первых оригинальных интернет-произведений выявили три основных возможности, которые дают искусству компьютеры и Интернет.
Это гипертекст - то есть, случай рассказывать истории нелинейно, с разветвлениями и пересечениями, на которых дорогу выбирает читатель. Это мультимедийность - сочетание в одном произведении статичной и динамической информации, а также интерактивность - возможность читателя влиять на содержание произведений, или и вообще создавать их "всем миром".
На то время в Интернете, господствовала так называемая эпоха web 1.0 - это когда главной ценностью была уникальная, эксклюзивная информация, и тот, кто выставил ее у себя на сайте, был самым крутым. Вот люди и игрались - создавали гипертекстовые романы со многими сюжетными линиями, ролики флеши, в которых тексты стихов под музыку выплывали и кружились по экрану, коллективные произведения, которые до конца не могли дочитать даже соавторы.
Господство web 1.0 по существу завершилось с "крахом" в 2000 году. С тех пор Интернет начал изменяться: важной стала не сама информация, а структура информационных потоков, личные впечатления людей, связанных социальными сетями. То есть, важно не то, что ты публикуешь, а сколько у тебя друзей, и любят ли они твое отношение к миру.
Литература в эпоху web 2.0 тоже стало совсем другой. Появилась куча интернет-блогов виртуальных, то есть, несуществующих личностей, и часть из них писалась настолько качественно, что они полностью могли считаться произведениями искусства. Выходили романы, которые могли продолжаться и писаться целую жизнь, и меняться при участии комментаторов.
Некоторые игры флеши тоже можно было назвать если не мультимедийной литературой, то, по крайней мере, мультимедийной публицистикой. То есть, искусство максимально имитировало другие жанры, было, можно сказать, жизненные.
Сейчас культура "виртуалов" исчезла почти бесследно - большинство моих студентов не слышали ни о "Фофудью", ни о "Письма братана". Один из идеологов тогдашнего интернет-пространства Отар Довженко уже даже написал эпитафию анониму. Мол, мода общаться под таинственными никами уже прошла, и не последнюю роль в этом сыграл Facebook, который официально запрещает регистрироваться не под своей настоящей фамилией.
В действительности здесь причины более глубоки. Исследователи давно пишут о том, что надвигается эпоха web 3.0. Эпоха четких социальных структур в Интернете, где сетевой статус человека будет оцениваться другими пользователями и определять ее возможности. Иногда он даже будет более важен чем деньги.
Художник в Интернете
Вот, и искусство в Интернете становится другим. Ценится и человек и сам ресурс который он несет. Сейчас на один из первых планов выходят художники, дизайнеры, поэты – люди творческие, у которых есть качественный продукт, который они могут представить обществу. Многие художники проводят виртуальные выставки своих картин, ведут открытый диалог со своими сторонниками и гостями. На своих виртуальных встречах, и страницах они делятся своей жизнью, взглядами, эмоциями, видением, а так же своими работами. Художник становиться ближе и понятливее для общества, которое духовно развивается, напрямую общаясь с творческой личностью.
Художник - пейзажист Чернецкий Николай Яковлевич, один из ярких примеров тесного взаимодействия творческой личности с гостями сети и почитателями его творчества.
Художник Чернецкий пишет картины в которых передает свои эмоции, чувства, перенося на полотно образы окружающего живого мира, которые вихрем врываются в душу. Каждое полотно вдохновлено особым настроением, мысленное погружение в картины Чернецкого уносит в те далекие миры, изображенные на полотне, но в тоже время уже такие близкие образы, что окутывают особой энергией и светом. Его картины – живые, они дышат, имеют свою температуру настроения и внутреннего ощущения которые порой непросто объяснить словами.
Художник – это состояние души, ведь важно любить жизнь, любить свою работу и свое творчество, чтобы в полной мере передать всю наполненность и гармонию жизни. Посмотреть картины художника Чернецкого можно на странице сайта chernetsky.com.ua, тут можно найти пейзажи, в том числе и городской пейзаж, натюрморты, и конечно же абстракцию. Есть много вещей которые влияют на жизнь человека, а творчество помогает выразить на полотне свои внутренние впечатления. Художник как известно рождается от Бога, его мысли и чувства выражают эмоциональную сферу общества, что и делает его картины такими близкими. Понятными и запоминающимися.
Украина насчитывает много хороших художников, работы и творчество которых достойны уважения и лицезрения. Труд мастера нужно поощрять, ведь художник должен на что-то жить и иметь силы творить дальше, поэтому понравившиеся картины можно свободно покупать у автора и наслаждаться его творчеством не только в Интернет сети, но и у себя дома.
Существует и определенная опасность, если этот формат симбиоза художника и гостя сети приносит прибыль - то он может все больше коммерциализироваться, и потеряется та тонкая Божественная нить соединяющая творца и гостя почитателя его творчества. Не станет ли это камнем преткновения для дальнейшего творческого и духовного развития художника?