
В Киевском Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко состоялась выставка украинской иконы и артефактов XI-XVIII ст., из коллекции Гринивых.
Теперь киевляне могут насладиться невероятной красотой старинных икон. Традиция коллекционирования иконописи и предметов культа достаточно древняя.
Многие легендарные меценаты, основатели музеев в Украине и России собирали иконы. В архивах, кстати, сохранились письма Варвары Ханенко к ее другу, известному московскому собирателю старины и предметов искусства Илье Остроухову, в которых она просит подождать с платой за иконы. Мол, получит от мужа деньги на наряды — платья да шляпки, и приобретет иконы.
Огромный массив произведений сакрального искусства еще с начала прошлого века осел в крупных музеях. Вспомним хотя бы Владимирскую Богоматерь, хранящуюся в Третьяковке, или Спаса Ярое око из Киевского музея русского искусства. В 1990-2000-е годы Украина пережила новую волну интереса коллекционеров и антикваров к иконописи вообще и к малоизученному пласту иконописных работ, которые сохранились в старых храмах по всей стране, в частности. Казалось бы, удивить искушенную публику тяжело. Но, как выяснилось, есть еще место настоящим открытиям.
На выставке "От Николая до Иордани" представлены и работы выдающегося мастера украинской иконописи XVII-XVIII вв. Иова Кондзелевича, и коллекция волынской иконы, и собрание нагрудных икон и крестов времен Киевской Руси. Однако самый, пожалуй, главный экспонат — уникальная икона Богородицы с младенцем.
Найдена она была на Волыни и долгое время датировалась XVIII в. Но изотопный анализ древесины, на которой она написана, указал на вторую половину XII в. Эксперты предположили, что под позднейшими наслоениями есть более древняя живопись. Ежедневно реставраторы открывали не более 1 кв.см старинного изображения.
Кропотливая работа продолжалась более двух лет, пока под переписями XVI-XVIII вв. не открылся древний лик Богородицы. Часть лика, увы, утрачена. Но реставраторы, как того и требуют современные международные правила, не стали дорисовывать недостающие детали, а лишь максимально открыли и зафиксировали старинное изображение.
Создали они и вариант виртуальной реконструкции иконы. Так что на выставке можно увидеть воссозданную компьютерную модель полного изображения. Датировать икону все же сложно — не с чем сравнивать. Прямых аналогов такому иконописному сюжету нет — это не "одигитрия", где младенец-Иисус правой рукой благословляет зрителя, и не "умиление", где он прислоняется щекой к Марии.
На волынской иконе изображена трепетная сцена семейного общения — Иисус гладит рукой щеку матери. По словам Тараса Лозинского, заместителя директора Института коллекционерства украинских памятников искусства при Научном обществе им.Тараса Шевченко, эта икона — самое древнее произведение иконописи в частных коллекциях Украины. В музеях нашей страны произведений того периода наберется не больше сотни.
Есть в коллекции и более древние экспонаты — это металлические или вырезанные из камня печати, кресты-энколпионы для хранения мощей и нагрудные иконки XI-XIII вв. В это время Киевская Русь переживала сложный и драматический период принятия и усвоения христианства.
Новая религия сплавлялась с элементами старых верований и обычаев. Так, сегодняшние традиционные украинские рождественские обряды ученые называют адаптированной формой язычества. Ну а материальные свидетельства такого слияния можно найти на выставке: на нагрудных иконах-амулетах с одной стороны изображены христианские святые и каноничные тексты, а с другой — голова или вся фигура человека, окруженная змеями, заклятия.
Такие медальоны попали к нам из Византии. На Руси они пользовались большой популярностью не только у простого народа, но и у знати. Их делали из меди, серебра и даже из золота. Интересно, что традиция носить такие амулеты дожила практически до наших дней — в XVIII в. на смену медным образкам пришли дукачи — вплетенные в женские бусы монеты.
Истории открытия некоторых экспонатов выставки поистине волшебны. Так, икона Параскевы-пятницы, точнее — часть иконы, служила полкой в подсобном помещении одной из западноукраинских церквушек. В этой черной доске, на которой громоздились разные банки и всякая бытовая мелочь, один львовский коллекционер заподозрил икону.
Он заметил в доске шпуги — дубовые вставки, предохраняющие мягкую липовую или хвойную древесину от деформации… Доска была куплена за десяток гривен. И после реставрации свет увидела прекрасная икона XVI в. Еще одно волшебное совпадение: во время работы над книгой “Украинская икона” эксперты нашли в одной из частных коллекций фрагмент этого же образа мученицы Параскевы — клеймы с житием святой. Даже два известных фрагмента еще не составляют целого произведения, но такие находки позволяют надеяться на новые открытия.
Подобные надежды внушает и масштабный проект, над которым сейчас работают совместно научные центры и коллекционеры, — создание полного каталога украинской иконописи из государственных фондов и частных собраний, который продемонстрировал бы ее богатство. У нас есть блестящие собрания Национального музея во Львове, где хранится более 4 тыс. икон, Национального художественного музея и Киевского музея русского искусства; интересные коллекции собраны в Червонограде, что во Львовской области, в Ивано-Франковске.
Нельзя обойти вниманием днепропетровский музей им.Дмитрия Яворницкого и Музей волынской иконы в Луцке. Представлена волынская иконопись и в харьковских музеях. Большая коллекция домашних икон есть в Черкассах. Одной из арт-визиток Киева в последние годы стал музей “Духовні скарби України”, в котором представлена коллекция икон XVI-XVIII вв.
Не забудем и об уникальных памятниках культуры — четырех иконах VI-VII вв. из синайской обители святой Екатерины. Это четыре из восьми самых древних икон в мире. И хранятся они в Киеве — в Музее им.Богдана и Варвары Ханенко…
Коментарі: 1
1 Степан 05-11-2011 18:41
Собрать собрали, а теперь хоть бы не растерять