
Киево-Могилянка посвящала желторотиков в студенты... Выставку художника Михаила Ряснянского подогнали под это событие, сделали художественной частью. Хоть она и называлась «76 портретов писателей Украины», мастеров пэра пришло очень мало. Те, кто все же пожаловал к галерее Могилянки, были явно не в своей тарелке. Писатель Александр Шугай отметить память художника, умершего в прошлом году, пришел со своим другом: «Вот такой Загребельный? — спрашивал он. — А вот неужели Драч?» — удивлялся. «Разве не похожие?» — спрашивал его товарищ. «Но молодые какие-то как будто...» «Что же ты хочешь, — был ответ, — портреты писались в 87-ом...»
Вокруг были новоиспеченные студенты, которые имели в виду реалистичную традиционную живопись, а углубить их знания о самом авторе, тем более о его работе, никто не собирался. Только президент «храма национальной духовности» Вячеслав Брюховецкий отметил, что портреты после экспозиции отойдут библиотеке Киево-Могилянки, и теперь во время всяческих докладов студенты будут иметь иллюстративный материал. Дочь Михаила Ряснянского Виктория, талантливая художница, просто поблагодарила всех и... отмолчалась. А рассказать она могла очень много. Что? А хотя бы вот это. Художника Михаила Ряснянского критика называла уникальным талантом. Живописцем из большой буквы. Стоит только увидеть его картину «Гопак», и все становится понятным. Для тех, кто не видел, — дальше.
Ряснянский был любимым учеником Татьяны Яблонской и Сергея Григоръева, чьи фамилии и рекомендации говорят о его таланте более красноречиво, чем любая критика, вместе взятые. Через время, в котором жил и творил художник, высоких званий он не дослужился. Через свой Богом данное умение нажив много врагов среди должностных лиц. Не раз перед важными выставками картины Ряснянского из каких-то причин терялись, а затем, после выставок, находились где-то под лестницей Союза художников. Да, недолюбливали художника, который откровенно заявлял: «В настоящий момент все бездарности переквалифицировались у гениев. При их избытке назовите хоть одно произведение, созданное гением. Но откуда же он возьмется, если в настоящий момент главное в искусстве — отрастить бороду и по поводу или без него, продвигаясь бородой вперед, пищать: я — гений. С тараканами, крысами, клопами человечество бороться научилось. Пришло время к искусству подключить, кроме искусствоведов, санэпидемстанцию, чтобы придумали какой-либо порошок против «гениев». Искусствоведов Ряснянский вообще не признавал, говорил, что они — художники, которые не состоялись, а что могут сказать такие художники? Выше от всех ставил Татьяну Яблонскую, которая на вопрос французских журналистов, как ей Пикассо, ответила однозначно: «Аферист!» За что и была лишена права посещать французские культурные центры. Как утверждают современники, Ряснянский был уникальным педагогом, профессором Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Среди его учеников — свыше ста художников, лауреатов государственных премий, заслуженных и народные художники Украины. Своей славой Ряснянскому обязанные Александр Ивахненко, Ольга Лебидь, Серафима Сенкевич, Александра Прахова, Юлий Скаканди, Людмила Загорная и другие. А еще художник писал стихотворения, а дочери Виктории и сыну, на сегодня известному скульптору Ярославу Ряснянскому, оставил еще и воспоминания.
Он родился в семье таганрогского столяра (Ростовская область, Россия). «Еще в детском садике, — пишет Михаил Алексеевич, — меня называли «художник», вероятно, потому, что я мог рисовать коньков так, что можно было в моем художестве познать конька». В три года научился читать. А позже записался в кружок рисования в городском авиационном клубе. Однажды преподаватель сказал: неплохо было бы где-то найти череп. И срисовать его. Ученики заверили: будет сделано, и на следующее занятие притянули череп и кости с еще не совсем сгнившими остатками мяса. Этот натюрморт был первой работой маслом.
По окончании Киевского художественного института получил направление в Черкассы, потом 11 лет работал в Молдове, в конечном итоге приехал в Киев, устроился преподавателем в родной институт. А поселился в Боярке. Очень трудно было прописаться. Год прожил, снимая квартиру. Потом купил маленькую квартирку у железнодорожного вокзала. И начал учить графиков акварели. Его ученики сразу стали получать на разных конкурсах и соревнованиях высокие оценки. Иногда, вспоминают ученики, сам прикладывался к их картинам, объяснял, чтобы молодежь поучилась, как делается живопись. И никогда не промахивался. Его маленький дом в Боярке всегда был полон студентов. Наведывались и писатели — Загребельный, Винграновский, Драч, Сизоненко, Лукаш... Им было приятно общаться с ним, а Михаил Алексеевич из тех встреч создавал картины, которые никогда не писал на заказ, а так, для себя...
В конце своих воспоминаний Михаил Ряснянский пишет: «Где-то пять лет тому назад достали меня болячки. Опять ходжу с палкой, опять болит сердце. Но работаю еще больше. Времени осталось мало». Через два года художника не стало. Появились выставки Михаила Ряснянского, дежурная из них — «76 писателей Украины». Почему-то именно на таких выставках рассуждаешь: догма о том, что картины сами говорят за художника, на сто процентов правильная. Но досадно все-таки, что люди, которые могли бы что-то сказать о художнике и имеют что сказать, молчат.
Алина СТРИЖАК