Новая книжка Евгения Сверстюка в украинском политическом интерьере. Во время глобального информационного взрыва, который окутал сегодня всю планету, высококачественная книжка остается таким же редким явлением, как и сто лет тому назад. Причина этой парадоксальности закоренела в разной их природе: информация — это средство коммуникации событий, идей, знаний и тому подобное, а рождение талантливого произведения — это всегда осмысление сути вещей, попытка разглядеть истину, часто вопреки принятым условностям и знаниям. Автор вынужден идти против течения будничности, выдерживая непропорционально большую силу давления враждебного окружения. Энергия противостояния формирует чрезвычайно целостные, глубокие человеческие характеры, а их творческие достижения поднимаются над проблемами преходящего.
Сегодня на полках киевских книжных магазинов появилась новая книжка выдающегося украинского литератора Евгения Сверстюка «На волнах «Свободы». В нее вошли тексты ессеев и статей, которые транслировались на волнах радиостанции «Свобода» на протяжении 1968—2004 годов. Отсюда и соответствующее название. Но невзирая на очевидную логичность такого выбора, возникает неодолимое стремление убрать кавычки около одного из слов и прочитать по-новому: «На волнах свободы». Собственно, без особенного преувеличения можно утверждать, что свобода — одно из ключевых понятий во всей творческой наработке автора.
Когда в 1968 году радиостанция «Свобода» начала транслировать ессей «Собор в рихтовании», его интеллигентно тихий, ненавязчивый голос вдруг прозвучал в тиши тоталитарного единомыслия как гласная ей альтернатива. Сразу же стало очевидным: они антагонисты, им на одной сцене не сжиться, кто-то должен сойти с кона истории.
Поступок Сверстюка, и это уже стало типичным, в одних вызывал восхищение, в других — безумную ярость, в-третьих — животный страх. Много давних знакомых, вспоминает Евгений Александрович, издалека увидев его на улице, скорее перебегали на второй бок, чтобы не быть замеченными в обществе с ним. Дальше познания Свободы, Несвобода присудила его до двенадцати лет заключение. «Потому что золоту проба — огонь, а безукоризненному — горн понижения» (Иисус Сирах). Такая настоящая цена за право входить в круг посвященных Свободой.
Давняя мудрость убеждает нас, что хождение по мукам — это путь к прозрению. Если ты не озлобишься, не упадешь духом, не сломаешься, а готовый продолжать борьбу, то получишь дар: ясновидения. Такие люди способны смотреть в глаза Истине. Так случилось с Василием Стусом — из среднего литератора он внезапно переродился у гениального поэта.
Сверстюк в своих произведениях пишет о том, о чем говорил Тарас Шевченко, о чем неутомимо повторял Дмитрий Донцов, о чем стремился сказать в самых неподходящих условиях Александр Довженко, — он пишет об украинском человеке. Сверстюк говорит одной с ними языком — срисовывая идеальный тип украинца. Тип человека не выживающей, а побеждающей.
Это крайняя альтернатива и сегодняшнему состоянию нашего народа, потому что не может свободный народ терпеть, когда во главе государства стоят силы выразительно антинациональные. А мы терпим. Задумываясь над разными психологическими состояниями украинского народа — от темной беспросветной покорности чужбинному насилию к невероятным национальным творческим вспышкам (так было в периоды подъема Казачества, так было в период деятельности Организации Украинских Националистов), Сверстюк находит причины активности в духовности. Большой духовный энтузиазм обязательно завершается национальным подъемом. В такие периоды нашему народу удавалось творить особенный идеальный тип человека, способной оферно работать на общее благо. Собственно, идеалист — это самое совершенное изобретение прагматичного мира, потому что лишь ему он подчиняется.
Христианство — основа украинской духовности, источник нашей силы. Это традиционный фундамент возрождения нации. Пониманию этой забытой многими истины в книжке Е. Сверстюка посвященный раздел «Духовные тревоги Украины».
Историческая память — вторая проблема размышлений Сверстюка. В разделе «В обороне правды» он касается причин голодомора, моральных последствий и умалчивания его в печати западной того периода. Сюда же входит интересная статья «УПА как этап национального самоутверждения».
Кроме всего другого, любознательный читатель сможет наслаждаться при чтении произведений Евгения Сверстюка нестандартными переходами мысли, его неповторимой метафорической и иронией при конкретной постановке проблем. Убежденный, что для интеллигентного человека эта книга станет приятной находкой.
Александр ТКАЧУК