
Сказка — это в первую очередь, то что помогает ребенку аккумулировать знание об окружающем мире. Ну, кроме маминых колыбельных, конечно. Сначала мама читает ребенку, позже малыш читает сам. И именно тогда, когда дитя читает самостоятельно, качество восприятия растет, равно как и запоминание.
Именно для этого периода жизни ребенка, когда сказки ему еще интересны, а читать он уже умеет самостоятельно, созданная книга молодой тернопольской писательницы Натальи Пасичник.
Как известно, сказки разделяются на народные и авторские. Авторские произведения искусства выделяет их оригинальность и новизна. Малыш имеет возможность познакомиться с произведением, содержание которого ни от кого не мог услышать раньше. В этом и есть преимущество сказки, созданной писателем, особенно современным.
Сказки традиционно разделяются на три разновидности, среди которых особенно популярными являются сказки о животных. Это самая первая разновидность сказок, какие с малых лет воспринимает детвора. Звери, что разговаривают, обычно вызывают у детей (особенно у девочек) больший интерес, чем вымышленные персонажи, которых не существуют в природе.
Следовательно, опираясь на вышесказанное, "Терезка из Медовой Пещеры" — оригинальная авторская сказка о животных. Для отмеченного в начале книги возраста (для младшего школьного) — как раз подходит.
Поскольку это сказка, проанализировать ее лучше не по содержанию и формой, а по качеству влияния на реципиент, которую можно оценить по ряду критериев.
*Доступность;
Книга назначалась автором для младшего школьного возраста. Простой язык, которым написано "Терезку", отсутствие сложных многокомпонентных предложений, оборотов, тонких научных понятий, диалектных слов, арго — отвечает вековым особенностям читателей.
*Познавательная;
Детские книги де-факто созданы для того, чтобы развивать ребенка, открывать для него большой и прекрасный мир, что ее окружает. "Терезка" переносит детвору в далекие страны, знакомит их с разнообразными животными. Кроме этого, книга помогает привить малышне элементарные навыки общения, развивает их моральные качества и мировоззренческие ориентиры.
Например, когда соседский пес Бровко предлагает таксе Терезке бесплатно посетить выставку собак, Терезка отвечает:
“Я не участница выставки и обманывать других не правильно".
* Остроумие и сообразительность;
Такса Терезка — очень умная собака. Она читает книги, из которых черпает много чего интересного. Зато ее товарищ Бровко — обычный дворовой пес, которому постоянно нужно что-то да и растолковывать. Читая диалоги собак, ребенок понимает, что быть умным, начитанным, эрудированным и владеть богатым словарным запасом — это лучше, чем быть неуком, которого постоянно поучают другие, которому все время исправляют ошибки вещания. "Терезка" стимулирует малыша учиться, совершенствоваться, и делает это деликатно и с улыбкой, ведь такса не унижает Бровка за то, что он не такой сообразительный, как она. Напротив, Терезка спокойно объясняет товарищу то, чего он не понимает.
*Доброта;
Книга учит детей быть искренними, щедрыми, добрыми, делиться друг с другом (как Терезка делилась своим кормом с Бровком). Из книги малыши могут узнать, что такое любовь и счастье, как важно, чтобы те, кого ты любишь, всегда оставались рядом.
*Яркость;
В этом возрасте, как и в дошкольном, для детей важно, чтобы книги были интересными, яркими, содержали много красивых рисунков. Ведь книги без иллюстраций напоминают детям школьный учебник, который не очень-то хочется листать. Рисунки превращают чтение в приятное занятие, полезное времяпровождение.
*Небольшой объем.
Детвора в этом возрасте еще не может читать большие и толстые книги — не хватает терпения и усидчивости. "Терезку" можно прочитать за полчасика — за это время ребенок не устанет.
*Функциональность.
“Терезка из Медовой Пещеры" реализовывает такие основные функции языка, как когнитивная, или гносеологическая (функция познания); аккумулятивная (нагромождение знаний); эстетическая (воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного); прагматичная (функция, которая указывает отношение автора к описанному им). Другими словами, с помощью текста, письменной формы языка, ребенок и познает мир, и развивает чувства прекрасного, и получает моральные ориентиры: плохо/хорошо, правильно/неправильно и тому подобное.
Следовательно, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что дебютная детская книга поэтессы Натали Пасичник удалась на славу. В достаточно широкой детской книгоиндустрии появился новый детский автор. Казалось бы, писать для детей — проще простого: не надо продумывать никаких коллизий, сюжетных перипетий, использовать оригинальные художественные средства (эпитеты, метонимия, синекдоха и тому подобное). В действительности же писать для детей — тяжелее, чем для взрослых, потому что для этого надо понимать особенности мышления детей, их психологию, их интересы и вкусы. Думаю, Наталье Пасичник это удалось.