
На выставке художественных произведений Сергея Параджанова ценители его искусства из ереванского музея говорили, что Киев задолжал Мастеру свой музей.
В Украине во второй раз экспонируется «декоративное наследство» Параджанова — обломки его материального мира, переплавленные в образы. И когда смотришь на его раскрашенные фломастером черно-белые фотографии, постановочные фотографии с фруктами на голове или в причудливых шляпках, или эклектически наклеенные репродукции, фотографии, обрезки кружева, пера и блестки, всегда тянет прийти домой и немедленно сделать что-то подобное. Ведь кажется: это так просто. Вот портрет Пушкина, на лицо поэта наклеенная фотография Владимира Высоцкого, в районе рук приклеено гриф от гитары и два куска гитары в правом нижнем углу и в левом верхнем. К тому же и наклеено неаккуратно, и стекло треснувшее, и ассоциации слишком прямолинейные. Повторишь ли настроение коллажа?
«Этот коллаж Сергей Параджанов сделал в день смерти Высоцкого», — говорит Завен Саркисян, директор Музея Сергея Параджанова в Ереване. Он знает историю каждого экспоната — от тех первых 40 работ, приобретенных после решения открыть такой музей, к последним 12 тарелкам, расписанным красным фломастером, которые купил в Москве и подарил Музею один армянский олигарх. Эти тарелки, как выяснилось, кинорежиссер подарил пилоту Нормандии-Неман. На сегодня музей насчитывает 1420 экспонатов, с которых 800 — это художественные работы Сергея Иосифовича, а остальные — его личный архив, его вещи, фотографии, воссозданы две мемориальной комнаты режиссера.
Армянское правительство решило создать музей в 1988 году, сразу после первой выставки его работ в Музее народного искусства Армении, кстати, директором этого музея и работал Завен Саркисян. Но землетрясение 1988 года задержало строительство музея, и его открыли в 1991 г. За 15 годы Музей Параджанова организовал 48 выставки — его «игру в бисер» видели в Бостоне и Каннах, Лондоне, Москве, Париже, Пекине, Риме, Тегеране, Токио, Салониках и других городах.
Известная страсть Параджанова — дарить — импульс наградить знакомого или не очень знакомого человека вещью, которая в эту минуту так ему подходит или просто нравится. Об этом в который раз рассказала исполнительница роли Марички в его шедевралных «Тенях забытых предков», актриса Лариса Кадочникова.
Как на ее юбилейный вечер уже больной Параджанов приехал в Киев, и вечером накануне дня рождения позвонил и попросил спуститься вниз к подъезду. Там для Кадочниковой стояло 4 яуфи (круглые ящики для кинопленки) —а в них восточные сладости, коньяк, вина, фрукты и зелень. Рассказывал и директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий, как Параджанов подарил ему свое фото, на нем поставил отпечаток пальца и написал: «Дорогому другу от иконокрада». Искусствовед Ольга Петрова вспомнила, как когда-то пришла в квартиру Сергея Иосифовича на проспекте Победы и увидела печального Параджанова, который разглядывал в банке из-под кофе драгоценные камни. Он вывернул банку, на белой простыне рассыпались цветные камни. «Это мне Светлана вернула», — сказал Параджанов и заплакал».
На открытие выставки пришло много-много людей из художественного и антикварного мира — сын антиквара Параджанов всегда был мастером доставать старинные вещи, дарить им вторую жизнь, продавать их и обменивать, оставлять при себе, потом прощаться с ними. Пришли и жена Параджанова — Светлана Щербатюк и сын Сурен. Портреты идеальной блондинки, совершенной, как картина влюбленного Бога, проходят красной нитью через экспозицию. Интересные эксперименты художника с художественными стилями — «Светлана в стиле ампир», «Автопортрет в готическом стиле», «Вариация на тему Пинтурикйо и Рафаэля», «Джоконда в Босховому аду». Если бы не точный глаз художника, это нагромождение эклектики казалось бы на грани безвкусицы. Но образ схвачен, настроение задуманное, и выходит шедевр. Очень интересные объемные коллажи Сергея Параджанова — «Веджвуд», «Червоноперка», «Голубая рыба», «Соломенная рыба», «Букет потом дождю», некоторые работы из хрупких стеклянных остатков сервизов трудно транспортировать — приехали только в фотографии.
«По моему мнению, в своих коллажах Параджанов раскрылся и выразил себя полнее, чем в кино. Никаких цензоров и редакторов. Среди тысяч его коллажей есть несколько настоящих шедевров. Многие называли и называют его гением; я так о нем никогда не говорил — я называл его «явлением природы». Стихийным, необъяснимым, непознаваемым до конца», — сказал о Параджанова его друг, армянин, кинорежиссер Роман Балаян.
В первом зале выставки висит фотография: деревенская хата, на переднем плане на лавочке сидят украинские бабки, за ними, на фоне белой мазаной стены под крышей стоит Параджанов с раскинутыми руками. Называется «Распят на Украине». До боли точно. Он, грузинский армянин, создал украинский киношедевр, памятник народа в кино, и здесь же получил все самые болезненные и самые коварные удары судьбы. На открытии покаянный говорили о потребности по крайней мере Реабилитации Параджанова, потому что, невзирая на признание и запоздалое поклонение, его так и не реабилитировали после отсидки. И говорили о музее Параджанова в Киеве. «Ну что, сделаем музей»? — обняв за плечо Романа Балаяна, спросил министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун. «А вы бы отдали в музей мемориальные параджановские вещи»? — спросила я у кинорежиссера Александра Муратова. «Отдал бы. У меня есть много его рисунков, правда, половина из них неприличные», — сказал господин Муратов.
Словом, не огорчайтесь, если не получилось поехать на Бразильский карнавал, в Национальном художественном музее — намного креативней, более эстетический, стоящий параджановский карнавал. Он оставил по себе радостную память.